Москва
Москва
Петербург

Эрвин Вурм "Держи голову в холоде"

Вариант прошлогодней венской выставки "Художник, который проглотил земной шар" модного австрийца, концептуалиста и перформансиста.

Художник проглотил земной шар, но нам бояться нечего. Трепетать должны тираны и обыватели. Первые — по той причине, что Эрвин Вурм, концептуалист и перформансист, в серии «Как стать политически корректным» наглядно изобразил различные способы хранения и проноса потенциально взрывчатых веществ непосредственно в носильных вещах.

Грамотные зрители, само собой понимают, что тираны здесь не при делах. Во всем виноваты дурацкие аэропортные законы, по которым у тебя могут отобрать на входе в самолет кусочек восхитительно вонючего французского сыра по причине его жидкости.

Обывателям, которые только и мечтают о шикарных тачках, тоже достается — для них Эрвин Вурм изготовил «Жирную машину» — «Порше», страдающую крайней стадией ожирения. Потом построил — почти в натуральную величину — «Толстый дом», который, похоже, питался одними лишь гамбургерами и кока-колой. Но серьезные проблемы существуют не только у лиц, страдающих избыточным весом.

Для выставки в венском музее Людвига Вурм затащил на крышу музея буколический деревенский домик, перевернутый крышей вниз. И тут же внятно и доступно пояснил, что если у кого еще и оставались надежды скрыться под сенью струй, то теперь настала пора раз и навсегда эти глупые мечтания оставить. Относительно грузовой малолитражки, припаркованной так, что задняя часть забралась на стену ближайшего дома, и так все понятно — мало в наших родных мегаполисах места не только для человеков, но для родных наших машинок.

Все у Вурма «как в жизни». Только гораздо лучше и красивее, потому что выделаны все эти монументальные штуковины на редкость хорошо и качественно. Так, будто над ними трудится целый штат креативных дизайнеров. И тут ничего удивительного — по образованию Вурм — профессиональный скульптор. Европейские товарищи полагают, что он занимает позиции на передовой линии борьбы против общества потребления. Но мы, дикие доселе скифы, можем сделать другой вывод: чтобы приступить к критике, нужно глубоко освоить языки этого самого общества. Научиться делать все красиво, ясно и престижно. И только потом прибавить юморку — для аттракциона. Но тоже — в меру, без экстремизма, чтобы отметили, заметили и правильно отреагировали. Разумный и ответственный художник так и говорит: «Нельзя быть смертельно серьезным. Но когда начинаешь шутить, то все думают, что ты не можешь быть серьезным».

Такой вот серьезности, как в «Сиюминутных скульптурах», нам сильно не хватает. Чтобы не загромождала пространство, как крупная пластика отечественных мастеров, а существовала в гуманной форме коротких видео, где изящная любительница искусства долго взбирается на неприлично торчащую из стены деревянную палку, а потом минуту на ней балансирует. Время теперь в цене. Уорхол давал целых пятнадцать минут славы. А нам теперь хватит и одноминутки чистого кайфа — пойти повеселиться над монументальными шутками венского критического реалиста.

2 июня 2008,
Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация