Москва
Москва
Петербург

Москва, Черемушки

Несерьезная оперетка Дмитрия Шостаковича на тему недвижимости с ностальгическим привкусом советской эпохи.

Обитатели дома на Большой Дмитровке по иронии судьбы напоминают персонажей оперетты Шостаковича: и те, и другие стоят перед проблемой невозможности вселения в новую квартиру. Из-за козней коварного управхоза Лидочка и ее отец Семен Семенович Бабуров не могут занять принадлежащую им по закону жилплощадь в Новых Черемушках. А певцы и танцоры Музыкального театра все ждут того момента, когда принадлежащее им по закону здание вновь сдадут в эксплуатацию после затянувшегося капитального ремонта. Так что неудивительно, что руководству приглянулся этот простенький и, в общем-то, не слишком привлекательный сюжет — что называется, наболело. Кроме того, это самый изящный вариант для празднования 100-летия со дня рождения Шостаковича — не громыхать, как другие, военными симфониями или "Леди Макбет Мценского уезда", а с улыбочкой разыграть оперетку на тему недвижимости.

В руках двух дам — режиссера Ирины Лычагиной и дирижера Марии Максимчук — несерьезное произведение серьезного автора вдруг потеряло свойственный ему советский душок, но приобрело ностальгический привкус, с которым мы сейчас воспринимаем фильмы Гайдая или Рязанова. На сцене мирно существуют аутентичные атрибуты той эпохи (телевизор с линзой, допотопные холодильник и стиральная машина) и прекрасный новодел, сделанный явно не без задней мысли потешить зрителя (чего только стоит намалеванный на декорации гигантский портрет Хрущева с белоснежными зубами и отодвигающейся головой, из-под которой на сцену вылезают герои). Некоторые шутки до сих пор смешны, а отдельные пассажи — просто уморительны: Шостакович и не подозревал, что фраза вроде "Черемушки — это ж у черта на рогах" у современных москвичей из Южного Бутова может вызвать искреннее ржание. Иными словами, "Москва, Черемушки" не выглядит и не звучит анахронизмом — что вроде бы понятно (квартирный вопрос был, есть и будет головной болью для каждого сознательного обитателя Москвы), но с другой — все-таки удивительно: у нас сам жанр оперетты воспринимается как антиквариат, тем более — в ее советском варианте. И благодарить за это нужно театральную молодежь, привносящую в сюжет неподдельную искренность чувств и юношеский задор.

На главные роли — даже те из них, которые считаются возрастными, — набрали стажеров оперной труппы и совсем еще зеленых студентов профильного отделения РАТИ. Почти все они идеально соответствуют своим ролям внешне и без ощутимых трудностей озвучивают свои партии — на фоне вальсочков и полечек Шостаковича, составляющих звуковой материал оперетты, приятно слышать не "запетые", трясущиеся голоса ветеранов, а молодые, свежие тембры. В не требующем шекспировских страстей сюжете они чувствуют себя абсолютно естественно, играют без натуги, деланых жестов и опереточного кокетства. Быть может, многие из них вскоре перерастут свои роли и будут брошены на более серьезный репертуар. Но, пока этого не случилось и героям не надоело совершать путешествие из Марьиной Рощи в Черемушки, нужно успеть посмотреть их в этом спектакле — одном из самых легких и искрометных из тех, которые видела Москва за последние годы.
28 февраля 2006,

Афиша

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация