Короли Солнца

О событии

В честь Людовика XIV в "Новой опере" пройдет парад современной хореографии.

Никаких Китри с веерами и Солоров с перьями во лбу — устраивающий этот концерт Никита Дмитриевский твердо верит в то, что и из сочинений современных хореографов можно составить программу, на которую народ повалит валом.

Ему виднее — он сам хореограф; неровный (лучшим сочинением так пока и остается дебютное «Зеркало» в балете «Москва»), не очень везучий («Мещанин во дворянстве» в Мариинке — шанс выбраться в «высшую лигу» — вышел не слишком удачным), но работящий и совсем не бездарный. И отлично ориентирующийся в балетном мире: в год, когда он был артистическим директором ныне почившего фестиваля «Grand pas», программа у того была самая интересная. Вот с этим внятным представлением о том, кто есть кто в мировой хореографии Дмитриевский и собирает концерт.

И вдруг выясняется, что есть и в России балетмейстеры. Не только худрук Большого Алексей Ратманский (покажут дуэт из сделанной в Мариинке и редко идущей там «Золушки»), но и Алексей Мирошниченко (в Мариинке же поставивший «В сторону лебедя»), и сочинительница радикальных, на грани с перформансом танцев Анастасия Кадрулева («Херон» на музыку Гии Канчели). Ну и сам Дмитриевский, наконец, — для концерта он делает новый номер на музыку из фильма «Амели». Правда, придется увидеть и эйфмановский дуэт из «Красной Жизели», но тут уж ничего не попишешь: Эйфман приглашал Дмитриевского на постановку к себе в театр, после этого было бы невежливо не признать его современным хореографом.

«Западные» же имена — сплошь хай-класс, без всякого «дружеского оброка». Дуэт из баланчинского «Аполлона Мусагета» — ну, этому балету уже восемьдесят лет, однако понятно, что Дмитриевскому хочется показать, с чего начиналась неоклассика, вся та линия в балете, что прошла мимо театров СССР. «Reverence» Дэвида Доусона — то, во что неоклассика превратилась сейчас — жестко структурированная медитация. «Магриттомания», в которой Юрий Посохов сумел передать блистательный бред художника. Знаменитый дуэт-поединок Уильяма Форсайта из «In the middle somewhat elevated». И главная приманка — сочиненный Джоном Ноймайером в честь Мориса Бежара дуэт «Old friends. Bridge over troubled water».

Пластический диалог на музыку Саймона и Горфункеля — концентрат представлений о балете Ноймайера и его представлений о том, что такое балет для Бежара. Юмор и скрытое страдание; балет как высокое шутовство (бежаровский взгляд) и балет как миссионерство (взгляд Ноймайера). Танцевать будут гамбургские премьеры Иван Урбан и Арсен Меграбян — и вместе с солистами Мариинки (Евгения Образцова, Ирина Голуб, Яна Селина, Ти Ен Рю, Александр Сергеев, Михаил Лобухин, Игорь Колб, Антон Пимонов) и Большого (Екатерина Шипулина, Андрей Меркурьев, Дмитрий Белоголовцев) им, возможно, удастся в этот вечер, названный в честь короля, во время правления которого классический балет был изобретен, убедить публику, что фуэте в этом балете не обязательны.