Москва
Москва
Петербург

Берлинский филармонический оркестр

До Москвы после многолетнего перерыва добрался легендарный Берлинский филармонический оркестр.

В кругах музыкантов много лет продолжается спор: какой из симфонических оркестров мира достоин называться первым — Венский филармонический или Берлинский. У обоих шансов поровну — и тот, и другой являются оплотом национальной культуры, могут похвастать вековой биографией и лучшими дирижерами. Разница заключается в том, что в Вене в какой-то момент упразднили должность главного дирижера, в то время как в Берлинской филармонии этот пост по-прежнему является самым высоким.

В Берлине главные дирижеры меняются примерно с тем же интервалом, что в Риме папы, каждый раз это становится событием мирового масштаба, и даже сама технология смены власти схожа с церковной. После смерти Вильгельма Фуртвенглера на его пост был приглашен Герберт фон Караян, после кончины Караяна место за пультом занял Клаудио Аббадо. Последний раз, правда, произошел небольшой сбой — Аббадо и оркестр решили, что пришло время расставания, и около месяца музыкальная общественность, затаив дыхание, ждала, кого же выберет комитет старейшин оркестра. Выбор пал на безмерно талантливого англичанина Саймона Рэттла, который и приедет с оркестром в Москву.

В одном интервью Рэттл метко определил разницу между Венской и Берлинской филармонией: «В Вене звук образца 1872 года, в то время как в Берлине — образца 2001-го». Венцы, судя по всему, обиделись — во всяком случае, в афише венских филармоников имя Рэттла с тех пор почти не появляется. Хотя обижаться, собственно, не на что — в городе Моцарта действительно стараются во всем следовать традициям прошлого, а в Берлине создают будущее.

Если звук Wiener Philharmoniker с его певучими струнными и чуть гнусавыми духовыми (сказывается пристрастие к инструментам старых моделей) опознается безошибочно с одной минуты, то Берлинский филармонический может звучать так, что записи, сделанные с интервалом в несколько месяцев с разными дирижерами, покажутся сыгранными разными оркестрами. Этим музыканты Берлинской филармонии отвечают главному требованию времени — быть универсальными. Идеально подстроиться под манеру каждого дирижера, мгновенно переключиться с Моцарта на Брукнера, а с Брукнера — на какой-нибудь мудреный опус конца ХХ века могут далеко не все. Поэтому в оркестре работают только самые лучшие музыканты, которые вполне могли бы себе позволить сольную карьеру. К слову, конкурс на вакантное место в Берлинскую филармонию — это тоже зрелище: в один момент здесь можно увидеть лучших музыкантов из всех без исключения ведущих оркестров Европы, от Баварского радио до амстердамского Concertgebouw. Работа в Берлинской филармонии — тот высший предел, по достижении которого мечтать уже просто неприлично.

В Москву оркестр прибывает во всеоружии, чтобы уложить местную публику на лопатки. Сначала Саймон Рэттл, настоящий адепт музыки ХХ столетия, продирижирует Симфонию в трех движениях Стравинского — сочинение, требующее идеальной координации всех оркестровых групп и отточенности каждого штриха. Затем настанет черед Скрипичного концерта Бруха, который исполнит российский скрипач Вадим Репин, чье имя здесь в особом представлении не нуждается. Все второе отделение отдано классике — Седьмой симфонии Бетховена, которую все вызубрили по записям… Берлинского филармонического оркестра — сначала с Вильгельмом Фуртвенглером, затем с Гербертом фон Караяном и позже с Клаудио Аббадо. Теперь настал черед Седьмой симфонии образца 2008 года в прочтении Саймона Рэттла.

Ближайшие события

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация