Москва
Москва
Петербург

Справочник грез. Путеводитель по новому кино

u u u u u Мнение редакции
Случилось то, чего так долго ждали: легендарный кинокритик Юрий Гладильщиков выпустил собственную энциклопедию.
`

Для начала — исторический анекдот: однажды Юрий Гладильщиков пришел на пресс-показ. Сидевшая на регистрации девочка, видимо, заступила на работу совсем недавно и потому, записав на бумажку фамилию, решила уточнить: «А вы, простите, из какого издания?» Критик угрожающе навис над столиком и подчеркнуто вежливым голосом закончил разговор: «Девушка, вы не поняли, я — Гладильщиков!».

Если вы тоже не знаете, кто такой Гладильщиков, то, наверное, вам не очень-то и интересно читать про кино. Но будем терпеливы и вежливы, как мэтр: Гладильщиков — Державин русской кинокритики. Практически все нынешние обозреватели московских газет и журналов начали свое самообразование с запойного чтения текстов Гладильщикова. Ведущий «Кинопанорамы», сотрудник легендарного отдела культуры газеты «Сегодня», автор старых «Итогов», именно он придумал гениальный в своей простоте способ разбивать скучный кирпич рецензии на несколько четких пунктов: «про что», «плюсы», «минусы».

«Справочник грез» сделан в таком же формате. Внутри — рецензии на 240 крайне субъективно выбранных фильмов, снятых с 1996-го по 2004 год. Язык живой, почти разговорный, дух — народный, популярный. Даже чересчур популярный: Гладильщиков здесь практикует замену понятий с мудреных на самые простые, понятные кому угодно. Это не всегда работает. Например, в случае с Дэвидом Линчем: не упомянуть в разговоре о Линче психоанализ — это то же самое, что критиковать Ленина, умолчав о Марксе. А «Тонкая красная линия» Теренса Малика («Золотой медведь» на Берлинском фестивале, «оскаровская» номинация за монтаж и операторскую работу) кажется автору нескладной и смонтированной кое-как. Прочитав такое, просвещенные любители артхауса отложат в сторону томик Делёза и выйдут на марши несогласных с Гладильщиковым.

Впрочем, порой такое радикальное пренебрежение общепринятым мнением оборачивается свежим и очень точным взглядом: например, в рецензии на тарантиновское «Доказательство смерти», одной из лучших рецензий на фильм вообще.

Но ценность «Справочника грез» не в финальных и неоспоримых вердиктах, а в общей киноманской, воодушевляющей энергетике книги. Рецензии Гладильщикова часто превращаются в статьи киноэнциклопедии — много поездивший по фестивалям, хорошо знающий эту кухню, автор часто отвлекается, чтобы прояснить неочевидные детали, рассказать случай, процитировать коллег. Каждый текст сопровождается кучей приложений и комментариев, которые замечательно воссоздают атмосферу 1990-х, когда всем было не все равно и журналисты всерьез задумывались о том, как именно следует писать о кино, и носились по Москве с восторженными криками. Когда редактора позволяли эксперименты со стилем и языком, а слова «сей» и «автор этих строк», которые встречаются в каждой из рецензий сборника, еще не стояли в расстрельных списках редакций.

12 марта 2008,
Справочник грез. Путеводитель по новому кино
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Отзывы
Пока не было оставлено ни одного отзыва. Станьте первым!
Обсудить на форуме
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация