Ирина Нахова "Велосипед" | Ирина Нахова «Велосипед» | Time Out

Ирина Нахова «Велосипед»

Ирина Нахова «Велосипед»

О мероприятии

Видеоинсталляцию «Велосипед» художницы Ирины Наховой, выставленную в галерее XL, зритель должен приводить в движение силой собственных ног.

Галерея XL с помощью художницы Ирины Наховой предоставляет посетителям возможность умчаться в светлую даль, не сходя с места. Садишься на расположенный посреди зала велосипед, и дальше, как положено, все зависит от приложенных усилий. Крутишь педали — и на четырех экранах вокруг появляются пейзажи, тихие благополучные американские пригороды, где все скелеты аккуратно упрятаны по шкафам, а по улицам лишь порхают птички и иногда пробегают джоггеры. Рай земной.

Создавать миры Нахова умеет. Начинала она в кругу московских концептуалистов, еще в 70-х устроила первую тотальную инсталляцию — из собственной пустой квартиры, перекрашенной в черный цвет. С тех пор многократно превращала залы музеев и галерей в мощный аттракцион "Быть Ирой Наховой", где зрителю некуда податься и остается лишь пугаться, теряться, искать выход из чужих (но очень похожих на собственные) обволакивающих страхов. Художница давно уже живет в Америке, но показывает регулярно свои инсталляции в Москве — в столице уже побывали "Большой красный" (сдувающийся-надувающийся при отдалении-приближении зрителя фаллический предмет), шепчущая голосом матери утроба-вагина "Побудь со мной", суетящиеся в тесном пространстве ангелы "Благовещенья". После 11 сентября она перебралась из дома на Манхэттене, засыпанного мусором от рухнувших небоскребов, в мирный провинциальный Нью-Джерси. И немедленно воспела в очередной выставке уже совсем другую, не нью-йоркскую Америку, с ее тягостно-бесконечным рядом однообразных супермаркетов, бензоколонок и милых домиков. Теперь Нахова предлагает объехать на двухколесном транспорте эти сказочные кварталы, отлично знакомые по фильмам ужасов даже тем, кто никогда не бывал в Соединенных Штатах.

Заехавшая далеко от Москвы художница везет своего зрителя велосипедными дорожками, ведущими прямиком к классическому, стартовавшему еще в 90-е концептуалистскому проекту "Поездки за город". Но на новом этапе арт-жизни высокие и тонкие акции, которые раньше были овеяны тайной прелестью мероприятий закрытой секты, стали демократичными и общедоступными. Велосипедист может ехать быстрее или медленнее, пейзаж, соответственно, увеличит или уменьшит скорость пробегания, но останавливаться нельзя — иначе страна мечты исчезнет с экрана. Тихая счастливая жизнь добывается непрерывным трудом, а на однообразие и скуку пенять некому: мечта обывателя всегда одна и та же, меняется (притом совершенно случайно) лишь время года и суток — может попасться зимний вечерний пейзаж, может — осенний утренний, но пригород останется тем же. А кому американская мечта не нравится или лень педали крутить — может выйти вон.

Билетов не найдено!

Закрыть