Москва
Москва
Петербург

Серная кислота. Дневники ласточки

u u u u u Мнение редакции
Автор:
Очередная порция садомазохистской беллетристики от Амели Нотомб.

Для нового реалити-шоу людей отлавливают прямо на улице и помещают в концлагерь. Там облаченные в рванье несчастные жертвы выполняют тяжелую и бессмысленную работу, их каждый день избивают, а тех, кто совсем отощал, казнят в прямом эфире на радость телезрителям. Охранников собирают по всей стране: для шоу нужны как можно более глупые и жестокие. Чем больше жестокости — тем выше рейтинги. Кумиром зрителей становится заключенная под номером СКЗ-114, красивая и молчаливая девушка с большими глазами. В нее влюблена самая тупая и жестокая из охранниц, Зенда. Это значит, что СКЗ-114 достается больше ударов и унижений, чем другим. Но жертва умнее своего палача, она начинает вести тонкую игру, и скоро Зенда тоже начнет испытывать мучения, которые, кажется, вот-вот разбудят в ней то ли совесть, то ли сострадание.

Бельгийка Амели Нотомб создала отличный памфлет о нравах современного телевидения, но, как ни странно, рассуждения на тему «кто большие подлецы — продюсеры, которые клепают реалити-шоу, или зрители, которые их смотрят», для писательницы остаются на втором плане. Ее гораздо больше интересуют взаимоотношения жертвы и палача, красоты и уродства, а также нарциссизм, эксгибиционизм, садомазохизм и прочие девиации. Все вышеперечисленные мотивы переходят из повести в повесть. Можно поиграть в дедушку Фрейда и предположить, что наверняка все это неспроста и в детстве у Нотомб была какая-то психологическая травма, но писательница сама честно раскрывает все карты в одном из романов, где описывает эпизод, произошедший с ней еще в детском саду. Дело в том, что папа писательницы, дипломат барон Нотомб, служил тогда в Японии, и у маленькой Амели был инцидент с местными дошкольницами. Они ее схватили и раздели, потому что очень хотели посмотреть: это у нее только руки и голова белые или она вся не такого цвета, как остальные нормальные дети.

С тех пор прошло почти 40 лет, но детская травма оказалась такой сильной, что ее хватило аж на 15 повестей. Начиная с 1992 года Нотомб раз в 12 месяцев выдает на-гора новое произведение. То ли мстя, то ли восхищаясь теми японскими дошкольницами, она изучила в малейших деталях взаимоотношения палача и жертвы и лучше доктора психологических наук может рассуждать о «стокгольмском синдроме». Амели Нотомб в России далеко не всегда везло с переводчиками, но новая книга переведена превосходно, удалось передать все великолепие ее стиля, каламбуры и бесконечную игру слов. Вот только в каждой новой книге психологические игры ложатся на разные сюжеты. Если сюжетная основа сильная, как в «Серной кислоте» — первой из вошедших в сборник повестей, — то получается отличный результат. Вторая повесть, «Дневники ласточки», — история про наемного убийцу, который возбуждается, совершая очередное преступление, а потом, читая дневник застреленной им же девушки, влюбляется в нее, — вышла не очень убедительной, и ее не спасают ни каламбуры, ни стиль. Такая вот вышла история.

25 января 2008,
Серная кислота. Дневники ласточки
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Отзывы
Пока не было оставлено ни одного отзыва. Станьте первым!
Обсудить на форуме
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация