Passion (Страсть) | Time Out

Passion (Страсть)

Passion (Страсть)

О мероприятии

В течение недели лучшие столичные залы, словно сговорившись, оккупируют известные виолончелисты.

По сравнению с другими музыкальными инструментами, особенно главными законодателями музыкальной моды — фортепиано и скрипкой, виолончель занимает сравнительно скромное место в общепринятой иерархии. Как сольный инструмент она, несомненно, котируется, но на исключительное место в массовом сознании, как правило, не претендует. Даже в музыкальных школах, когда родителям говорят, что у их детей от природы большие руки и на скрипке играть им будет неудобно (к этому моменту подразумевается, что на фортепианное отделение прием уже окончен), они огорчаются. И уже получив в распоряжение виолончель (которую до совершеннолетия собственных чад им придется в футляре таскать на своем горбу), они в утешение пытаются объяснить ребенку, что этот инструмент — «очень большая скрипка». Тем не менее хорошие виолончелисты всегда окружены почетом — таким звездам, как Йо Йо Ма или Миша Майский, всегда гарантированы два места в бизнес-классе (о том, чтобы сдать драгоценную виолончель в багаж, и речи быть не может). Билеты на их концерты разлетаются словно горячие пирожки, а сами виолончелисты, вдохновленные мировым признанием, стараются порвать связывающие их оковы академизма и выйти «в народ».

Легендарный Мстислав Ростропович играл у Берлинской стены и на танке возле Белого дома, Йо Йо Ма учинил мировое турне под названием «Шелковый путь» имузицировал на одной сцене с исполнителями на сароде и ситаре. А их младший коллега, известный московский виолончелист Денис Шаповалов, предлагает взглянуть на виолончель с нового ракурса — как инструмент страсти, способный разжечь как в исполнителе, так и в слушателе новые чувства и ощущения. Собственно, сольная программа виолончелиста в Большом зале Консерватории так и называется — Passion. На поверку оказывается, что в музыкальном меню вечера довольно известные произведения, которые и вне контекста «Страсти» периодически звучат со сцены. Но, видимо, никто не вкладывает в их исполнение столько души, сколько Денис Шаповалов. Сначала виолончель будет звучать в компании со скрипкой, флейтой и фаготом (Концертная симфония Й. Гайдна), затем — со скрипкой и фортепиано (Тройной концерт Бетховена). На десерт предлагается довольно редко исполняемое сочинение Сен-Санса — пьеса «Поэт и муза», где скрипка и виолончель ведут диалог на фоне симфонического оркестра. Так уж получается, что скрипка появляется на сцене не реже главной героини вечера, но тема извечного соперничества, изложенная выше, придает драматургии дополнительную остроту.

Более консервативен в своем подходе к любимому инструменту Александр Рудин, который три (!) вечера подряд воздает почести двум великим виолончелистам прошлого — Святославу Кнушевицкому и Мстиславу Ростроповичу. Вместе с двумя собратьями по цеху — Леонидом Гороховым и Сергеем Суворовым — он сначала появится в Камерном зале Московской филармонии в программе «Виолончельные диалоги», затем — в Концертном зале им. П. И. Чайковского, где каждому из троих поручен целый концерт с оркестром. Несмотря на присутствие целых трех виолончелистов, речь пойдет совсем не о них — мелодичный голос Святослава Бэлзы, которого привлекли для конферанса, будет вещать о легендарном музыканте ХХ столетия — Святославе Кнушевицком, который фактически стал основателем русской виолончельной школы. За пару дней до оммажа Кнушевицкому Рудин успеет принять участие в вечере памяти Мстислава Ростроповича и сыграть Первый виолончельный концерт Шостаковича, изначальным исполнителем которого был Slava. На этом «музыкальные приношения» Ростроповичу не закончатся: вскоре начинается масштабный фестиваль виолончельной музыки, названный его именем, и своей очереди на сцену ждут Марио Брунелло, Борис Андрианов и любопытный ансамбль, который обещает существенно повысить рейтинги виолончели в будущем, — «12 виолончелистов Берлинской филармонии».

Й. Гайдн — Симфония-концерт для скрипки, виолончели, гобоя и фагота с оркестром; Л. ван Бетховен — Концерт для фортепиано, скрипки и виолончели с оркестром; К. Сен-Санс — «Муза и поэт» — дуэт для скрипки и виолончели с оркестром. Солисты: Д. Шаповалов (виолончель), А. Вершинин (фортепиано), Н. Саченко, Н. Борисоглебский (скрипка); А. Уткин (гобой). Московский симфонический оркестр. Дирижер А. Анисимов.

Билетов не найдено!

Закрыть