Человек, который убил Дон Кихота

Человек, который убил Дон Кихота (2018 год)

The Man Who Killed Don Quixote   12+

Страна
Испания
Режиссер/Постановщик
Терри Гиллиам
Длительность
132 мин.
Премьера в мире
19 мая 2018 г.

О фильме

Тоби (Адам Драйвер) — довольно успешный и уже слегка пресыщенный успехом молодой режиссер, работающий в рекламной сфере. Спустя десять лет после окончания обучения он оказывается недалеко от деревушки, где снимал свой дипломный фильм, посвященный Дон Кихоту. Решив предаться воспоминаниям, а заодно поискать вдохновения, Тоби направляется в знаковые для него места. К своему ужасу, здесь он обнаруживает старого знакомого (Джонатан Прайс), который когда-то играл в его картине главную роль, а теперь вообразил себя настоящим Дон Кихотом. Мучаясь неясным чувством вины и ответственности за старика, Тоби стремится поддержать его и, сам того не замечая, попадает в сети его фантазий, где полностью размываются грани между реальным XXI веком и мистическим средневековьем.

Актеры

Рецензия на фильм

«Человек, который убил Дон Кихота». Терри Гиллиам против реальности


Лощеный и некогда многообещающий клипмейкер Тоби (Адам Драйвер) застрял в испанской глуши на съемках дорогой и никому не нужной рекламы. Когда-то 10 лет назад в этих же краях он сделал экспериментальный студенческий фильм по роману Сервантеса, да с тех пор так и остался подстилкой компаний и менеджеров, лживо осыпающих «гениальное дарование» комплиментами и бюджетами. Случайная встреча с цыганом и поездка в деревню, где проходили съемки дипломной работы о Дон Кихоте (Джонатан Прайс), неожиданно переворачивают затхлую жизнь героя вверх дном: Тоби с ужасом обнаруживает, что призраки прошлого живы и зовут его в новый бой с ветряными мельницами.

Выходящий спустя 29 лет адского производства «Человек, который убил Дон Кихота» — это уже бог знает какая версия изначально задуманной экранизации бессмертного романа Сервантеса, которую несгибаемый хулиган и комик Терри Гиллиам пытался поднять на своих плечах. До этого было все: финансовые неудачи, смытая наводнением съемочная площадка, болезнь главного актера и, наконец, судебные иски относительно прав на фильм. Казалось, сама судьба была против того, чтобы Гиллиам завершил свой magnum opus о Рыцаре печального образа, а зрители — его увидели: дескать, не время для рыцарства сейчас. Сам факт того, что сегодня мы можем купить билет и честно посмотреть эту картину — уже в каком-то смысле победа, вне зависимости от результата (и начальные титры не зря напоминают о трудной судьбе ленты).

При этом трудно отделаться от впечатления, что в действительности многострадальный «Человек…» — это немного вторичный балаган, который мы видели у Гиллиама уже не раз. Полоумных рыцарей и бесстрашных выдумщиков Терри уже снимал в «Джабервоки» и «Приключениях барона Мюнхгаузена»; застывшую между мрачной реальностью и фантазией поучительную сказку выводил в «Воображариуме доктора Парнаса» и «Братьях Гримм». Но дело даже не в конкретных названиях и повторениях, а в том, что все это время Гиллиам по крупицам снимал своего «Дон Кихота» на других картинах, так что изначальный замысел в итоге оказался размазан по его фильмографии.

Точно так же и новый фильм отразил в себе весь творческий и жизненный опыт эпатажного режиссера и больше всего похож на быль, в которой вероятнее увидеть отражение автора, чем свое собственное. Например, Тоби — не просто пародия на продающихся большим студиям талантливых постановщиков, но и очевидная рефлексия Гиллиама над собственными ошибками. Скользкий продюсер в исполнении Стеллана Скарсгарда и безжалостный водочный олигарх из России (Хорди Молья) — это те самые представители ненавистного Гиллиаму капитализма, злобные великаны, которых он когда-то поклялся сокрушить. И за что бы ни отвечала похотливая героиня Ольги Куриленко, чья фраза «я жена босса» засядет в зрительские головы надолго после титров, она явно намного более «мета», чем мы могли бы предположить.

В каком-то смысле, «Человек…» — это красочный букварь для всех, кто хотел познакомиться со вселенной под названием «Терри Гиллиам», но все это время боялся начать. Другое дело, что рассказ о тяготах производства, передающийся из уст в уста вот уже которое десятилетие, за эти годы стал в разы интереснее и, чего скрывать, поучительнее того, что в итоге добралось до наших экранов (о чем прекрасно напоминает док «Затерянные в Ла-Манче»). Вечный поборник фантазии, Гиллиам, может, и победил свои ветряные мельницы, но главный бой — с реальностью — он, к сожалению, проиграл.

Открыть рецензию

Кадры из фильмa