Не только Кощей. 6 ролей Александра Филиппенко | Кино | Time Out

Не только Кощей. 6 ролей Александра Филиппенко

  2 сентября 2022
6 мин
Не только Кощей. 6 ролей Александра Филиппенко
Кадр из фильма «Визит к Минотавру»

2 сентября Александр Филиппенко отмечает день рождения — ему исполняется 78 лет. Те, кому посчастливилось увидеть его в «Палачах» Гоголь-Центра, в театрах «Практика» и имени Моссовета или в замечательных моноспектаклях, знают, насколько неповторима его манера игры. Любителям кино Филиппенко скорее запомнился как «злодей №1» — что не совсем справедливо, но все-таки отчасти правда. Time Out вспоминает роли именинника, благодаря которым можно оценить его выдающийся талант.


«Там, на неведомых дорожках», 1982

Милейшая детская сказка, в которой мальчик Митя обнаруживает в подруге бабушки Бабу Ягу и отправляется вместе с ней в тридевятое царство, чтобы спасти оное от Кощея. Учитывая очень характерную внешность Филиппенко, его для этой роли даже не пришлось особенно гримировать. Его Кощей — неповторимая смесь блатного пахана, ошалевшего от безнаказанности государственного деятеля и сумасшедшего. Филиппенко умудрился сделать персонажа настолько же карикатурным, насколько и страшным. Таких успехов в роли сказочного злодея достигал в свое время только Григорий Милляр, так что амплуа прикипело к актеру намертво.


«Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», 1983

Филиппенко практически не играл главных ролей ни в кино, ни в театре — он, что называется, характерный актер, причем очень запоминающийся. В экранизации романа Вальтера Скотта он играет шута Вамбу — совсем крохотная работа, и тем не менее, ее трудно забыть. Что касается самого фильма, то это один из образцов советского «рыцарского» кино — причем с очень интересной историей.

В нем исполняются четыре баллады Владимира Высоцкого, в том числе знаменитая «Баллада о борьбе». Всего Высоцкий написал шесть песен — но не для этой картины, а для «Стрел Робин Гуда», которые вышли в 1972 году. Несмотря на огромную популярность, артист был в опале, его песни считались низкопробными, сам он — персоной нон грата в кинематографе, и те, кто хотел снимать Высоцкого, вынуждены были утверждать его на роль с боем. По требованию комиссии Госкино из «Стрел Робин Гуда» выкинули все баллады до единой, заменив их на музыку короля советской эстрады Раймонда Паулса. Спустя 10 лет режиссер Сергей Тарасов все-таки вставил эти баллады в свою экранизацию «Айвенго» и настоял на том, чтобы они там остались. Высоцкий к тому времени умер — возможно, это повлияло на решение госкомиссии. А в 1987 году, во время перестройки, на экраны вышла сохранившаяся режиссерская версия «Стрел» — так зрители получили два рыцарских фильма с одним и тем же Робин Гудом и одними и теми же песнями. Как сказал по другому поводу шут Вамба: «Как все тогда радовались!».


«Визит к Минотавру», 1987

Благодаря этому советскому телефильму любой зритель старше 35 лет знает, что скрипки Страдивари самые лучшие — потому что как раз кражу такой скрипки там и расследовали. В пятисерийной экранизации романа братьев Вайнеров снялся цвет тогдашнего кинематографа, в том числе Ростислав Плятт — для него роль Николо Амати стала последней и лучшей в кино. Филиппенко сыграл настройщика роялей Белаша, который изначально производит впечатление нормального человека, а после ареста прямо на глазах словно раскалывается пополам и демонстрирует сидящее внутри чудовище. И хотя главарем Минотавром, которого искал следователь Тихонов, в результате оказывается другой человек, запоминается в этом сериале именно Белаш. Бледный, нервный, с тонким смехом и почти рычащим голосом, он пугает так сильно, что это впечатление нескоро удается забыть.


«Трудно быть богом», 1989

Разгар перестройки, Госкино решает экранизировать диссидентскую библию — роман Стругацких «Трудно быть богом». Авторы хотели сложный философский фильм. «Совинфильм», созданный для подобных проектов, — боевик с прицелом на зарубежную аудиторию, который должен был снимать немецкий режиссер Петер Фляйшман.

В результате получилось довольно странное зрелище, в нем было очень мало удачных сцен — и почти все они с доном Рэбой, которого сыграл Александр Филиппенко. Ему удалось совместить несовместимое: в книге всесильный министр Арканара — незаметный человечек, эти качества персонажа актеру с яркой и запоминающейся внешностью удалось сохранить и в фильме, при этом произведя очень жуткое впечатление.

Для Филиппенко роль была своего рода данью молодости — она пришлась на период оттепели, когда жизнь была полна юношеских надежд, оборвавшихся вместе с Пражской весной. Роман Стругацких вышел как раз тогда, в 1966 году — и, как оказалось впоследствии, стал пророческим. А ведь фантасты хотели издать авантюрную мушкетерскую книгу. Но потом случился разгром выставки современного искусства в Манеже, и Борис Стругацкий написал: «Одно стало нам ясно, как говорится, до боли. Не надо иллюзий. Не надо надежд на светлое будущее. Нами управляют жлобы и враги культуры. Они никогда не будут с нами. Они всегда будут против нас. Они никогда не позволят нам говорить то, что мы считаем правильным, потому что они считают правильным нечто совсем иное. Мушкетерский роман должен был, обязан был стать романом о судьбе интеллигенции, погруженной в сумерки Средневековья».


«Мастер и Маргарита», 1994 и 2005

Нельзя сказать, что обе попытки экранизировать этот роман были удачными — хотя фильм Юрия Кары сложно судить, он добрался до зрителей только в 2011 году, когда безбожно устарел даже сериал Бортко. А ведь у Кары был фантастический актерский состав: Гафт, Павлов, Куравлев, Дуров, Ульянов и, собственно, Филиппенко, сыгравший Коровьева. Как и всегда, это была блестящая характерная работа, в которой актер балансировал на грани между смешным и ужасным. Ну, а в сериале Филиппенко досталась излишне прямолинейная роль демона-убийцы Азазелло, для которой, как и для роли Кощея, артиста можно было даже почти не гримировать. Здесь уже не было полутонов: когда надо изобразить на экране нечто жуткое, Филиппенко нет равных — хотя его талант намного глубже.


«Мертвые души», 1988

В июне этого года Александр Георгиевич тяжело переболел коронавирусом. Вернется ли он после этого на сцену — вопрос, но мы будем очень на это надеяться. Выступления Филиппенко вживую производят неизгладимое впечатление — кажется, что время остановилось для этого человека, полного энергии и искреннего интереса ко всему на свете. Благодаря этим качествам он не выпал из обоймы. Когда большинство советских актеров перестали сниматься в кино, у него было огромное количество работ, в том числе в сериале «Бедная Настя».

Моноспектакли Филиппенко — отдельный вид удовольствия, и если он вернется на сцену, обязательно купите билет. А если этого не случится, зайдите на YouTube и найдите там «Мертвые души» — блестящий спектакль одного актера, созданный по последним двум главами повести Гоголя. Описывать это бесполезно. Лучше один раз услышать, как Филиппенко произносит эти строки: «Видит теперь все ясно текущее поколение. Дивится заблужденьям, смеется над неразумием своих предков — не видя, что небесным огнем исчерчена сия летопись, что кричит в ней каждая буква, что отовсюду устремлен пронзительный перст на него же, на него, на текущее поколение! Но смеется текущее поколение и самонадеянно, гордо начинает ряд новых заблуждений, над которыми также потом посмеются потомки».

В оформлении материала использованы кадры из фильмов.