Андрей Зайцев: уличное искусство стремительно попсеет

Андрей Зайцев: уличное искусство стремительно попсеет

  2 августа 2018
3 мин
Андрей Зайцев: уличное искусство стремительно попсеет

В мире интерес к уличному искусству  только растет. С директором петербургского Музея стрит-арта Андреем Зайцевым мы поговорили о том, есть ли настоящий стрит-арт в России и как стать его последователем.

 

— Еще недавно стрит-арт не воспринимали как искусство. Как изменилось отношение общества за последние годы?
— Уличное искусство стремительно попсеет. Стрит-арт сейчас — одно из самых динамично развивающихся направлений художественной практики.

Музеи современного искусства делают выставки уличных художников, галеристы продают их на ярмарках, коллекционеры активно покупают работы. Художники делают коллаборации с модными домами. 

— В чем суть уличного искусства сегодня?
— Суть уличного искусства в том же, в чем и суть искусства в целом. Это очень объемный вопрос, на который нет одного ответа, но рассуждать об этом я не перестаю никогда.

Время идет вперед, а вместе с ним умирают старые миры, иллюзии наших представлений о мире, роль художников и ученых фундаментальных наук — рисовать новые миры для человечества.

— Стрит-арт до сих пор считается деятельностью незаконной. Где проходит граница между искусством и вандализмом?
— Стрит-арт может быть вандализмом. Как и искусство в целом. Является оно вандализмом или нет, зависит от того, где и с какой целью оно создано.

Время идет вперед, а вместе с ним умирают старые миры, иллюзии наших представлений о мире, роль художников и ученых фундаментальных наук — рисовать новые миры для человечества

— Есть ли табу для художника, работающего в жанре стрит-арт?
— У каждого художника свои табу. В граффити-субкультуре не принято перекрывать чужие работы. Многие не рисуют поверх чужих работ, не закрасив. Одни не рисуют за деньги, другие — не рисуют без денег. 

— Постепенно уличное искусство становится прибыльным бизнесом и предметом коллекционирования. На аукционах произведения стрит-арта продаются по рекордно высоким ценам. С чем это связано?
— Я думаю, это связанно с тем, что рынок искусства, как и любой пузырь, чтобы не лопнуть должен расти, а рост можно обеспечивать, в том числе и поглощением новых направлений в искусстве. 

— Как добиться признания начинающему художнику? Если ли курсы/мастер-классы, позволяющие освоить или повысить квалификацию в искусстве стрит-арта?
— Я бы не советовал вообще курсы по искусству, а особенно, если вам встретятся курсы по стрит-арту, — это точно какое-то фуфло. Я советую больше смотреть работы разных художников (конечно, не только уличных), интервью с ними, не стесняться знакомиться с теми художниками, которые нравятся, и проситься к ним в помощники.

Так вы сможете реально многому научиться. Главный совет: будьте активны и не стесняйтесь ничего. 

— Существует ли питерский стрит-арт, который можно выделить как отдельное явление? 
— У нас в Питере активно развивается декоративно-лубочная настенная роспись — девелоперы приглашают художников расписать стены жилых кварталов, те расписывают брандмауэры. А потом называют эти гигантские муралы граффити. 

— Практикуются ли баттлы между художниками стрит-арта? 
— Есть много граффити-баттлов, и проходят они регулярно. Обычно это выглядит так: организаторы предоставляют граффити-райтерам одинаковые куски длинного бетонного забора на окраине города, краску и ограниченное время (около часа), чтобы сделать работу. И потом специальное жюри выбирает лучшие работы и дарит участникам призы. Ящик баллонов с краской или что-то вроде того.

— Куда пойти в Питере (помимо вашего музея), чтобы увидеть настоящий стрит-арт?
— В Питере есть несколько холл оф феймов, на которых постоянно делают новые куски местные граффити-райтеры. Одна стена тянется вдоль железнодорожных путей от Московского вокзала на несколько десятков километров. Еще есть на севере города, в районе Парашютной улицы. Но это, что касается граффити. А если говорить про стрит-арт, то он бывает редко и не задерживается надолго. 

Беседовала Елена Прилашкевич