Добрый клоун Айболит | Дети | Time Out

Добрый клоун Айболит

  20 ноября 2012
3 мин
Добрый клоун Айболит
Софья Аржаковская, балерина, актриса и певица, миссис Мира 2006 года — о своей работе с клоуном-целителем Патчем Адамсом.

Пэтч Адамс – один из основоположников смехотерапии и движения международных клоунов-волонтеров. Уже более 20 лет в ноябре Пэтч и его команда посещают детские дома, больницы и хосписы Москвы и Санкт-Петербурга. Софья присоединилась к движению несколько лет назад.

Софья, почему вы решили присоединиться к движению Пэтча? Мне было четыре года, когда моя мама познакомила меня с Пэтчем, она организовывала первый его приезд в Россию. С тех пор это стало доброй традицией нашей семьи — каждый год, когда клоуны приезжают в Россию, выступать вместе с ними. Мы бываем в детских домах, больницах, интернатах для детей-инвалидов, в хосписах для взрослых и детей, где лежат те, кто больны раком, с ВИЧ-инфекцией и другими тяжелыми заболеваниями.

Как больные дети реагируют на появление клоунов? Дети конечно же очень радуются. Кто-то сначала стесняется, но недолго, наш бродячий цирк всех вовлекает в представление.

А если ребенок так болен, что даже вы не можете его развеселить? К сожалению, есть тяжелобольные дети, которые лежат на кровати и не могут пошевелиться. Многие из них не могут играть, не могут радоваться. Кроме того, у некоторых здоровых детей бывают особые сложные обстоятельства. Таким детям Пэтч уделяет особое время. Им это очень нужно.

Есть ли у клоунов какой-то сценарий или это чистая импровизация? Заданного сценария нет, но каждый раз в начале мероприятия Пэтч рассказывает всем о том, что мы делаем. Мы не просто играем и кривляемся, в первую очередь мы активно общаемся с детьми, которым это очень нужно.

Какая у вас роль в представлениях? С 12 лет я появлялась в костюме балерины, на пуантах. Помню один случай, когда мы приехали в большой детский госпиталь, 16 кроватей в одной палате в 2 ряда, а между ними узенький коридорчик. Это было отделение для детей с поврежденным позвоночником, им нельзя было шевелиться, поэтому в изголовье кроватей у них был закреплен такой штырь, к которому их привязывали и они даже голову повернуть не могли. Поэтому дети брали зеркальца и через них смотрели как я кручу для них фуэте. Меня это очень впечатлило.

А в клоуна переодеваться не приходилось? С тех пор как я начала заниматься балетом, я всегда выступала перед детьми в образе балерины. Сначала я танцую для них, а потом приглашаю их танцевать вместе со мной. Когда я была маленькой, то, конечно же, я была клоуном с красным носом, розовыми щечками в парике и смешных тапочках. Мы раскрашивали детей, играли с ними в шарики, танцевали под веселую музыку. Так сами дети становятся участниками шоу. Это помогает им ожить, чувствовать себя любимыми и нужными.

Присоединиться к Пэтчу Адамсу можно здесь: patchadams.org


интервью — Екатерина Рыбкина