Интервью с актером Джереми Айронс, играющим главного героя в культовом сериале «Борджиа» | Кино | Time Out

Интервью с актером Джереми Айронс, играющим главного героя в культовом сериале «Борджиа»

  17 июня 2011
5 мин
Интервью с актером Джереми Айронс, играющим главного героя в культовом сериале «Борджиа»
«Порок всегда привлекателен»

Борджиа!.. Имя, которое стало синонимом всех пороков. Что вас-то привлекло в этой истории? А именно это и привлекло. Порок всегда привлекателен. Но это лишь одна сторона медали. Это очень захватывающий период в европейской истории, и сыграть человека, который становится папой путем подкупа и интриг, — что может быть интереснее? Да и репутация остальных членов семьи оставляла желать лучшего. Это хитрость и обман, убийства, соблазны, сексуальная распущенность. Это феерия человеческой жажды власти и непримиримая борьба за эту самую власть, где враг и друг могут оказаться одним человеком. Это вихрь чувств и эмоций. Взрывная, опасная, но такая манящая буря страстей. Как можно отказаться сыграть человека, который одновременно был хорошим и плохим, добрым и злым, состоял из контрастов и конфликтов? Мне в принципе нравятся странные личности, я вряд ли соглашусь когда-либо играть суперположительного героя. А уж когда я узнал об участии Нила Джордана — все сомнения отпали сами собой.

У Нила ушло почти 10 лет на работу над сценарием… Это действительно скрупулезная работа. Борджиа — это испанская семья, с побережья Средиземного моря. У них горячий и твердый характер, гораздо тверже, чем у итальянцев. Рим в то время практически лежал в руинах, по городу бегали дикие животные, было полно бандитов. Это было не то место, куда очень уж хотелось отправиться. Ватикан во время раскола переехал во Францию. И Католическая церковь возвращается в Рим с Родриго Борджиа на папском престоле. Его дядя был папой, а он сам был кардиналом с 24 лет и хорошо знал эту среду. Он был прекрасным организатором, смог вернуть Рим к жизни, при нем строились новые здания, и крупнейшие художники того времени приезжали в Рим, чтобы работать там, в том числе Леонардо да Винчи. Родриго сделал много хорошего. Когда он стал папой, он укреплял государства, которые окружали Рим и Ватикан, — буферные государства. Он воспитал интересных детей — их у него была целая куча. Старший, Хуан, сделал военную карьеру. Лукреция вошла в историю как роковая женщина. Цезаря папа видел своим преемником и мечтал, чтобы он объединил Италию, которая в то время была раздроблена. Этого, кстати, не произошло в течение еще трехсот лет. Отдавая приказ, например, захватить замок или убить пленников, папа совершенно не задумывался, потому что это были военные приказы. Это сейчас мы думаем, что папа заботится только о мире и живет какой-то святой жизнью. В Средние века все было по-другому.

Многие сильные мира сего, в том числе короли и королевы, вели себя не лучшим образом — и с легкостью шли на убийства, но когда такие приказы исходят от папы! Да, он был жесток, ему нельзя было доверять, у него было много врагов. В то же время — прекрасный собеседник, оратор и просто очень умный человек.

А почему сегодня такой интерес к кровавой истории? Сначала «Тюдоры», теперь «Борджиа»… Потому что стремление к мировому господству и борьба за власть — и сегодня главные темы общества. В то время Ватикан был чем-то средним между Вашингтоном и Страсбургом. И люди шли туда, как сегодня идут в Вашингтон просить о чем-либо президента или защищать свои права в Страсбурге. Король Франции ездил в Ватикан решать свои проблемы. Когда Колумб открыл Америку, король Испании отправился к папе за благословением на освоение нового континента. Я уж не говорю, что тогда многим королям требовалось разрешение на развод.

Но вы же не станете спорить, что Борджиа — одна из самых кровожадных и аморальных семей в средневековой Италии? А вы не забывайте, что это время расцвета Италии, вспомните того же Макиавелли, который написал «Государя» — свод правил о том, как удержать власть в своих руках. Сегодня вряд ли его не читал какой-либо президент или премьер-министр в мире. Поведение этой могущественной семьи шокирует сегодня зрителей. Это отличный материал для хорошего сериала. Правда, надеюсь, что действующий папа так себя не ведет.

Все это понятно, но вряд ли зрителей сегодня что-то может шокировать. Действительно, наша жизнь достаточно скучна и однообразна. И исторический материал, кровавый и жестокий, — отличный способ для аудитории отвлечься от своей жизни вечером перед телевизором.

Режиссер и продюсер говорили, что во время съемок все время держали в голове «Крестного отца» Копполы… Да, обе истории о могущественных людях и их детях, которые обладают большой властью. А настоящая власть не может быть дана. Она может быть только взята. Сегодня мы живем в мире, где индивидуальной власти становится все меньше, у всех есть удостоверения личности, нас всюду снимают и фотографируют. Подразумевается, что мы живем при демократии, но зачастую я в этом сомневаюсь. У нас гораздо меньше власти, чем 20–30 лет назад.

Когда вы с Нилом обсуждали этот фильм, вы говорили о вере? В то время у всех была вера. Но это вопрос индивидуальный. Как бывают хорошие и плохие короли, бывают хорошие и плохие папы римские. И плохие короли думали, что занимали свой пост с божьего благословения, и плохие папы думали так же. Они считали себя посланниками Бога на земле. Мы должны понимать, что вера была данностью. Мой герой тоже задумывается о своей вере — не очень часто, — но больше он думал о том, как использовать свою власть — чтобы творить добро или зло. Это, на мой взгляд, одна из основных линий этого сериала. Потому что мой герой занимает очень ответственный пост, а мы видим, как сегодня лидеры всех стран мира пользуются властью совершенно по-разному — кто-то правильно, а кто-то нет.

«Борджиа». Понедельник, 23.45–0.45, Первый