Анастасия Шавлохова знает как объединить художников | Арт | Time Out

Анастасия Шавлохова знает как объединить художников

Дарья Агапова   6 марта 2008
4 мин
Анастасия Шавлохова знает как объединить художников
Группа «Непокоренные» выступает в расширенном составе.

«700 квадратных метров молодого современного искусства» — написано на афишах. Лофт-проект «Этажи» отдал группе Nepokorennie и ее попутчикам лучшее пространство для показательного выступления — бывший цех хлебозавода на втором этаже (за синий пол и трубы его называют «Аквариумом»).Масштаб задан грандиозный. В кафельных стенах плавают большеформатные холсты в духе мексиканских муралистов, пробивают темноту 15 видеопроекторов, распускаются и увядают бумажные цветы. Искривляют пространство «Устройство для изучения и осмысления пустоты» и ретро-футуристические «Пылесосы — стиратели времени»,по карте России расползается прекрасная разноцветная плесень. Настоящие зеленые побеги пробиваются сквозь кафельные плиты — несколько прямолинейный, но трогательный символ молодой творческой энергии. Кураторам удалось увлечь художников общей темой, найти деньги на реализацию, высоко поставить планку и заразить всех важностью происходящего. Тема почти свободная — «Память полей». Этим эффектом объясняют и фантомные боли, и дежа-вю,и генетическую память. Как все не до конца понятные физические термины, он вполне обаятелен. Немного метафизики и загадочности, но без неприятной мути. Если понимать широко, все пойдет.

Кто придумал идею и название?

Идея выставки должна была объединять всех. Но не хотелось делать что-нибудь такое «в лоб», вроде «Женщина в искусстве». Меня очень интересовала метафизика памяти, восприятия, эмоций, фантомных болей. Както видела передачу о том, что даже если вещь уничтожена, малейшая частица материи хранит в себе память о целом. Над этим бьются ученые — пытаются разгадать через молекулу воды всю историю человечества. «Память полей» — это спорный термин, но его часто используют в научном лексиконе.

И ты эту идею предложила художникам в качестве пункта отправления?

Да, я послала художникам текст с идеей. И в ответ пришли такие разные концепции будущих произведений — связанные с личными переживаниями, с оптическими обманами… На выставке много будет лиц, портретов. Видимо,так можно было воспринять тему — применить ее к очень интимным переживаниям. Меня это удивило. Конечно, хотелось, чтобы ее воспринимали более абстрактно.

Был какой-то ценз возрастной? Молодой художник —это до скольки лет?

У нас получилось, что до 30.Это же проект «Непокоренные и друзья».Все молодые. Для многих это первая настоящая выставка, в которой они принимают участие. Я пытаюсь всех их синхронизировать.

34 человека синхронизировать — задача не из легких.

Да, когда в какой-то момент 34 художника должны принести тебе концепцию…К тому же они приносили по нескольку работ, мы отбирали, делали 3D-модели, смотрели, как все это будет сочетаться. Мы понимали, что если просто понаставим там объектов, каждый свое напридумывает, — очень сложно будет все увязать. Поэтому я пыталась соединить художников, чтобы те, кто инсталляциями занимается, работали вместе с живописцами. Конечно, это не будет тотальная инсталляция. Но хотя бы, чтобы ребята понимали, кто с ними будет висеть по соседству, как это все будет вместе выглядеть. Тогда и тема может вглубь пойти, и что-то общее родится. Еще мы заказали специально для выставки музыку.

Они в процессе работы ходили друг к другу в мастерские и смотрели?

Ну да, и в наши мастерские на Непокоренных часто приходят люди пообщаться. Сейчас в питерском искусстве все работают обособленно. Каждый сам по себе, все делают что-то свое. Да еще все боятся, что сосед узнает про идею. А здесь наоборот — я специально рассказывала каждому о том, что делает другой.

34 художника для объединения, согласись, много. Выделили вы тех, кто может к вашей группе присоединиться после выставки?

Да. Есть люди, которые точно захотят с нами дальше работать. Мне кажется, мы делаем благое дело этой выставкой, во-первых, потому что показываем, что у нас есть молодое искусство, что это не единичные всплески, что оно может быть организовано.А во-вторых, для некоторых это как подготовительные курсы в институт — такой переходный уровень. Потому что университет —это уже профессиональные кураторские проекты. А я вот их веду за руку: «Ребята, давайте подготовимся. Там вам будут давать задания. Нужно будет делать их вовремя. И вы должны быть очень ответственными».