Диалоги. Живопись барокко из музеев Андалусии

О событии

В Эрмитаже шедевры живописи барокко из музеев Андалусии.
Открыв несколько выставок звезд искусства современности – Пабло Пикассо, Генри Мура, Энни Лейбовиц, – Эрмитаж словно вспомнил о том, что он главный классический музей страны. И привез редкий деликатес – испанское барокко.

Барочный XVII век – это золотая испанская классика. Эпоха самых великих королей, самых пышных церковных торжеств, самых заковыристых придворных интриг. А двор и церковь были главными заказчиками для художников. Поэтому и при дворе, и при церковном престоле Испании XVII века живопись цвела пышнейшим цветом. И даже из этого золотого века в Эрмитаж привезли самые сливки.

Выставка эта неизбежно воспринимается как блестка на шлейфе, тянущемся за недавним музейным блокбастером, показанном весной в том же Эрмитаже, – непревзойденной выставкой шедевров из мадридского музея Прадо. На выставке Прадо было много имен, представленных и на «Диалогах». Но если на выставке из Прадо каждая картина была отдельным и самодостаточным шедевром, то создатели андалусийской экспозиции не зря дали выставке неоригинальное название «Диалоги»: их интересовали не только громкие имена, но и более литературные материи. Например, как разные художники трактуют одни и те же классические сюжеты (по преимуществу библейские), как вообще они перекликаются друг с другом, что у них общего, что своего. Выставку разделили на четыре секции, и внутри каждой кураторы попробовали «разговорить» картины между собой.

Экспозиция приехала в Эрмитаж именно сейчас не случайно: текущий год в Эрмитаже объявлен годом Италии и Испании, и именно в его рамках привозили и выставку из Прадо, а в обмен на андалусийское собрание Эрмитаж отправит в Аликанте большую археологическую выставку из своих фондов. На «Диалогах» – 24 полотна из музеев четырех городов: Гранады, Севильи, Кордовы и Кадиса. В их числе работы таких звезд первой величины, как Франсиско де Сурбаран, Бартоломе Эстебан Мурильо, Хуан де Вальдес Леаль, Алонсо Кано. Они не только входят во все учебники по истории искусства; их работы имеются и в собрании самого Эрмитажа, так что между «родными» и «гостевыми» испанцами можно при желании построить еще один диалог.

Большая часть картин – это распятия, мученичества святых, библейские сцены. Дело не только в том, что Библия для Испании XVII века была центром, вокруг которого вращалась вся духовная и интеллектуальная жизнь. Церковь выступала основным заказчиком для художников: многие холсты на выставке изначально были написаны для украшения храмов и монастырей, там и «жили» и только во второй половине XIX века перекочевали в музеи. От церковных заказчиков не отставали и светские: аристократы и купцы заботились не только о своем благосостоянии, но и о благочестии, и заказать известному художнику картину на душеспасительный сюжет считалось не только богоугодно, но и престижно. Высшим шиком было отметиться на картине самому: среди, например, оплакивающих Христа художник мог поместить скромного персонажа, отличающегося от соседей по холсту современным на тот момент костюмом и точным портретным сходством с заказчиком.

Отдельной секцией на выставке проходят вещи, которые художники писали, так сказать, в передышках между боями, то есть большими религиозными заказами. Например, виртуозные натюрморты, отличающиеся от северных современников истинно испанской лаконичностью, даже аскетичностью, – но старательность и мастерство здесь едва ли не выше. Кстати, эта сторона испанской живописи для петербургского зрителя в новинку: царственные создатели эрмитажной коллекции ориентировались в первую очередь на «парадные» вещи, поэтому малые формы испанцев для нас гораздо более новы, чем общепринятые шедевры дворцового формата. Выставка продлится до конца сентября. К сожалению, на этом год Испании в Эрмитаже закончится. Зато будет бурно продолжаться параллельный год Италии: до конца года привезут нам и Джорджоне, и Пиранези, и итальянскую живопись XIX века. Хоть не уезжай никуда – все приносят на блюдечке.

«Диалоги. Живопись барокко из музеев Андалусии»
До 25 сентября
Государственный Эрмитаж

Спецпроекты