Петербург
Москва
Петербург

Диалоги. Живопись барокко из музеев Андалусии

В Эрмитаже шедевры живописи барокко из музеев Андалусии.
Открыв несколько выставок звезд искусства современности – Пабло Пикассо, Генри Мура, Энни Лейбовиц, – Эрмитаж словно вспомнил о том, что он главный классический музей страны. И привез редкий деликатес – испанское барокко.

Барочный XVII век – это золотая испанская классика. Эпоха самых великих королей, самых пышных церковных торжеств, самых заковыристых придворных интриг. А двор и церковь были главными заказчиками для художников. Поэтому и при дворе, и при церковном престоле Испании XVII века живопись цвела пышнейшим цветом. И даже из этого золотого века в Эрмитаж привезли самые сливки.

Выставка эта неизбежно воспринимается как блестка на шлейфе, тянущемся за недавним музейным блокбастером, показанном весной в том же Эрмитаже, – непревзойденной выставкой шедевров из мадридского музея Прадо. На выставке Прадо было много имен, представленных и на «Диалогах». Но если на выставке из Прадо каждая картина была отдельным и самодостаточным шедевром, то создатели андалусийской экспозиции не зря дали выставке неоригинальное название «Диалоги»: их интересовали не только громкие имена, но и более литературные материи. Например, как разные художники трактуют одни и те же классические сюжеты (по преимуществу библейские), как вообще они перекликаются друг с другом, что у них общего, что своего. Выставку разделили на четыре секции, и внутри каждой кураторы попробовали «разговорить» картины между собой.

Экспозиция приехала в Эрмитаж именно сейчас не случайно: текущий год в Эрмитаже объявлен годом Италии и Испании, и именно в его рамках привозили и выставку из Прадо, а в обмен на андалусийское собрание Эрмитаж отправит в Аликанте большую археологическую выставку из своих фондов. На «Диалогах» – 24 полотна из музеев четырех городов: Гранады, Севильи, Кордовы и Кадиса. В их числе работы таких звезд первой величины, как Франсиско де Сурбаран, Бартоломе Эстебан Мурильо, Хуан де Вальдес Леаль, Алонсо Кано. Они не только входят во все учебники по истории искусства; их работы имеются и в собрании самого Эрмитажа, так что между «родными» и «гостевыми» испанцами можно при желании построить еще один диалог.

Большая часть картин – это распятия, мученичества святых, библейские сцены. Дело не только в том, что Библия для Испании XVII века была центром, вокруг которого вращалась вся духовная и интеллектуальная жизнь. Церковь выступала основным заказчиком для художников: многие холсты на выставке изначально были написаны для украшения храмов и монастырей, там и «жили» и только во второй половине XIX века перекочевали в музеи. От церковных заказчиков не отставали и светские: аристократы и купцы заботились не только о своем благосостоянии, но и о благочестии, и заказать известному художнику картину на душеспасительный сюжет считалось не только богоугодно, но и престижно. Высшим шиком было отметиться на картине самому: среди, например, оплакивающих Христа художник мог поместить скромного персонажа, отличающегося от соседей по холсту современным на тот момент костюмом и точным портретным сходством с заказчиком.

Отдельной секцией на выставке проходят вещи, которые художники писали, так сказать, в передышках между боями, то есть большими религиозными заказами. Например, виртуозные натюрморты, отличающиеся от северных современников истинно испанской лаконичностью, даже аскетичностью, – но старательность и мастерство здесь едва ли не выше. Кстати, эта сторона испанской живописи для петербургского зрителя в новинку: царственные создатели эрмитажной коллекции ориентировались в первую очередь на «парадные» вещи, поэтому малые формы испанцев для нас гораздо более новы, чем общепринятые шедевры дворцового формата. Выставка продлится до конца сентября. К сожалению, на этом год Испании в Эрмитаже закончится. Зато будет бурно продолжаться параллельный год Италии: до конца года привезут нам и Джорджоне, и Пиранези, и итальянскую живопись XIX века. Хоть не уезжай никуда – все приносят на блюдечке.

«Диалоги. Живопись барокко из музеев Андалусии»
До 25 сентября
Государственный Эрмитаж
25 июля 2011,
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация