Петербург
Москва
Петербург

Относительные связи

Паноптикум высказываний художников о пересечениях "связях" - личности и общества, искусства и жизни, исторического времени и сегодняшнего дня

Участники: Влад Кульков, Антон Хлабов, Аня Колосова, Творческое объединение «ПРОВМЫЗА», Алина Гуткина, Яша Каждан, Алексей Булдаков, Группа Еликука, Максим Свищев, Юля Застава, ФНО (Глюкля и Цапля), Маша Ша, Володя Селезнев (группа Зер гуд), Дима Лурье, Виктория Илюшкина, Евгений Чертоплясов, Валерий Чтак, Сергей Огурцов, Эдик Шелганов, Владлена Громова, Наталья Данини, Николай Курбатский, Группа Соска (Украина), Ольга Житлина, Людмила Белова, Вероника Рудьева-Рязанцева, Коля Курбатский, Света Михайлова, Группа «Бомбилы».

Выставка «Относительные связи» — это паноптикум высказываний художников о пересечениях «связях» — личности и общества, искусства и жизни, исторического времени и сегодняшнего дня. Экспозиция выставки предоставляет центральную позицию контроля зрителю, давая возможность одновременного обозрения всех проектов и самостоятельного выбора маршрута. Но как только смотрящий сходит с точки наблюдения, то попадает в конкретный авторский концепт отдельного видеобокса.

Фуко: «Через несколько лет после Бентама Юлиус выдал обществу свидетельство о рождении. Юлиус заметил, что паноптизм — много больше, нежели плод архитектурной изобретательности: событие в «истории человеческого сознания». На первый взгляд он представляет собой просто решение технической проблемы, но благодаря ему возникает новый тип общества. Древность была цивилизацией зрелищ. «Делать доступным множеству людей наблюдение малого числа объектов»: такую проблему решала архитектура храмов, театров и цирков. Вместе со зрелищем главенствовали общественная жизнь, празднества, чувственная близость. В этих ритуалах, где бурлила кровь, общество черпало новые силы и образовывало на миг одно огромное тело. Новое время ставит противоположную, проблему: «Обеспечить для малого числа людей, и даже для одного человека, мгновенное обозрение большого множества». В обществе, основные элементы которого уже не община и общественная жизнь, а отдельные индивиды, с одной стороны, и государство — с другой, отношения могут быть установлены лишь в форме, диаметрально противоположной зрелищу: «Современность, постоянно, растущее влияние государства, его все более глубокое вмешательство во все детали и отношения общественной жизни призваны усилить и усовершенствовать ее гарантии, используя для достижения этой великой цели строительство и распределение сооружений, предназначенных для одновременного надзора за огромным множеством людей».

Юлиус считал завершенным историческим процессом то, что Бентам описывал как техническую программу. Наше общество — общество надзора, а не зрелища. Под поверхностным прикрытием надзора оно внедряется в глубину тел; за великой абстракцией обмена продолжается кропотливая, конкретная муштра полезных сил; каналы связи являются опорами для накопления и централизации знания; игра знаков определяет «якорные стоянки» власти; нельзя сказать, что прекрасная целостность индивида ампутируется, подавляется и искажается нашим общественным порядком, — скорее, индивид заботливо производится в нем с помощью особой техники сил и тел. Мы гораздо меньше греки, чем мы думаем. Мы находимся не на скамьях амфитеатра и не на сцене, а в паноптической машине, мы захвачены проявлениями власти, которые доводим до себя сами, поскольку служим колесиками этой машины»

Сегодня понятие связи выделилось в особое явление, пронизывающее все сферы человеческой деятельности. Это всеобщая парадигма для множества процессов, начиная с межмолекулярных связей и заканчивая глобальной сетью мировой паутины. Медийная связь стала особо актуальной в конце 90х начале 2000х годов с разрастанием и популяризацией различных социальных сетей. Вдруг мир зажил абсолютно параллельной интернет жизнью. Так, связи соединили субъективное сознание и мир.

Связь, как невидимая волна, протянутая от точки А к точке Б, характеризует всю социальную жизнь общества и личное пространство каждого человека. Неслучайные случайности, определенные, заданные самим фактом своего происхождения, невидимые нити протянуты между людьми и идеями, создают свою структуру. Они являются фундаментом всего социального, самого понятия общества. Их особые направляющие линии заложены в структуре языка как последовательности знаков.

Проект «Относительные связи» представляет из себя сборник небольших рассказов о созерцании, о видении невидимого через пристальное всматривание в себя и в мир вокруг, через глубокое проникновение в ощущение жизни как потока. В этом потоке жизни искусство занимает роль медиатора между внутренним и внешним, оставаясь все больше в области интуитивно-чувственного опыта. Именно там связи становятся реальными, именно там можно говорить с Вoльтером или Лаканом, анализировать сказанное столетия назад. Вся область духовного познания оставила за собой физическое ощущение мыслительного потока вне времени, где через соединение и сопоставление можно создавать умозрительные структуры. Интересен в данном контексте и разрыв связей, отчасти таким разрывом, выходом за пределы общепринятой системы являются различного рода ментальные отклонения. Шизофрения, паранойя — все это разрыв систем и создание собственных последовательностей-структур. Проект «Относительные связи» имеет своей целью рассмотрение невидимого действия происходящего между объектами, существами, понятиями, их составление в структуры и в то же время разрыв соединительных нитей. Связи здесь понимаются как надличностная структура, обуславливающая различные формы жизнедеятельности Земли. Они рассматриваются как отдельный живой механизм, невидимый человеку и тем самым воспринимающийся как нечто эфемерное. Но, быть может, они куда реальнее нас?

30 ноября 2009
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация