Петербург
Москва
Петербург

Fotokunst

Юрген Клауке, Зигмар Польке, Клаус Ринке и другие мэтры современного немецкого искусства прибывают на выставку, организованную Гете-институтом.

Штутгартский институт связей с зарубежными странами Ifa возит по миру передвижные выставки, которые всегда имеют просветительские задачи — знакомить соседей с немецкой культурой, разрушать стереотипы и барьеры. Для нас же эти проекты, независимо от темы, служат мастер-классами по обращению с культурным материалом: все они неизменно демонстрируют высшие европейские стандарты презентации.

Вот и эта выставка, в переводе названная немножко неловко — «Фотоискусство», будет дразнить местных любителей фотографии недостижимым качеством показа. Двухметровые принты, шестиметровые полиптихи, никаких компромиссов, перфекционизм в каждой детали.

В этом проекте Ifa объединил восемь крупных мастеров немецкого искусства разных поколений (от 1935-го до 1957 годов рождения). Каждый из них представлен небольшой ретроспективой, и все они сами принимали участие в отборе своих работ для показа. Фотографами их назвать нельзя, а можно — художниками, которые используют фотографию как основное медиа. Именно это плохо формулируемое отличие и является темой выставки.

Что такое фотоискусство? Что отделяет его от фотографии во всех ее видах — любительской, художественной, репортажной, документальной, научноприкладной? Ответ выходит парадоксальным: фотоискусство отличается постоянным стремлением к нарушению всех границ и определений. Вместо художественности вам подсунут нечто расплывчатое и беспокойное, как рентгеновский снимок. Вместо вещественного доказательства — ускользающую красоту. Вы подумали, это брак? Но на отпечаток потрачена пара тысяч евро, стало быть, брак использован как прием. Вы ухватились за знакомые очертания? Вас опять обманули. Зрителю приходится туго — ему не на что положиться в своем собственном опыте, он все время вынужден перешагивать через привычки восприятия. В этом и смысл.

Непрерывно расширяющаяся вселенная «фотоискусства» уже втянула в себя и средства живописи, и средства документальной съемки, и рекламу, и фотографию как товар, и фотографию как магический объект поклонения. Каждый из художников выбирает свой способ преодоления табу и запретов и становится профессиональным разрушителем установленных понятий.

Супруги Анна и Бернард Блюме играют с иллюзией документальной достоверности фотографии и философскими спекуляциями вокруг нее. Триптих «Магический детерминизм» они снабдили текстом: «…Я являюсь кувшином, не осознавая себя таковым и, кроме того, питая иллюзию, что, в отличие от кувшина, я продолжаю оставаться самим собой. Однако это не так!»

Юрген Клауке фиксирует на пленке фантазии, снимая самого себя в нарциссических театрализованных постановках со странными декорациями и драматичным светом. Повторные экспозиции позволяют ему создать для себя желанную пару.

Зигмар Польке, известный своими опытами по скрещиванию разных художественных медиа, представляет себя современным алхимиком, в чьей лаборатории рождаются новые миры или даже новые «живые» существа — результаты экспериментов с химией фотографии и живописи, а также вивисекции образов, «отрезанных» от кино, любительской графики, комиксов, массмедиа.

Катарина Зивердинг училась в классе Йозефа Бойса и часто включает остросоциальные мотивы в свои явно не публицистические, а скорее шаманские опыты. Яркий пример — громадный триптих «Германия становится все более немецкой» с поверхностью, утыканной ножами. Ее портреты и автопортреты критики называют «задушенными криками».

Фотоработы Клауса Ринке — это части его странных перформансов-ритуалов, в рамках которых он создает временные скульптуры, например, из растекающейся воды. Сам автор называет их «Первичными демонстрациями скульптурных действий» и главный их эффект видит в том, что они выключают эстетизацию, ничего не цитируют, не имеют ценности и цены.

Выбирая героев показа, немецкие кураторы руководствовались именно желанием показать максимальный спектр прорывов через границы и способов прыгать выше головы.

8 октября 2009
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация