Альберт Бакун "Substantia Rerum"

О событии

Скрытая геометрия в живописи
Живопись Альберта Бакуна — зрительный пир: первоклассный академический рисунок, цвет, понятный сюжет. Легкость восприятия гарантирована. Экспозиция состоит из копий проверенных временем эрмитажных шедевров Рембрандта, Рейсдаля, Рубенса, Веронезе и Ван Дейка. Но Бакун не просто воссоздает классику, а переосмысливает ее: все его работы — аналитическое исследование проблемы скрытой геометрии в живописи. Отсюда и название выставки — Substantia Rerum — сущность вещей. Художник объясняет притягательность картин с помощью формообразующих линий, которыми он дробит и делит их на части. Своими исследованиями Бакун начал заниматься на удивление рано — уже в девятнадцать лет он сделал первую аналитическую копию Пергамского алтаря, гипсовый слепок с которого после возвращения оригинала в Берлин остался в Эрмитаже. Именно эта работа и привела его в группу «Эрмитаж», решавшую сходные задачи, в которой художники под крылом Григория Яковлевича Длугача, как и Бакун, постигала форму через аналитическое копирование. В советское время «Эрмитаж» практически не выставлялся: аналитики находились в двойной оппозиции — официальное искусство обвиняло их в формализме, а неофициальное — в отсутствии художественного экстремизма. Зато в 1990-е они с блеском прокатились по Америке и сделали выставку в Эрмитаже. Правда, после этого сор атникистали медленно, но верно превращаться в оппонентов. Бакун, в отличие от своих бывших товарищей, остался верен своим идеалам: он до сих пор каждый понедельник копирует в Эрмитаже, в тысячный раз размышляя над «Обращением Савла» Веронезе или «Возвращением блудного сына» Рембрандта. И его картины по-прежнему радуют глаз и успокаивают отсутствием бесконечных контекстуальных наложений, которыми так изнуряет современное искусство.