Аркадий Шилклопер: «Музыкант должен быть актером» | Музыка и клубы | Time Out
Музыка и клубы

Аркадий Шилклопер: «Музыкант должен быть актером»

Ксения Новошинская   10 ноября 2010
5 мин
Аркадий Шилклопер: «Музыкант должен быть актером»
Time Out побеседовал с одним из лучших в мире валторнистов

Музыка, рожденная не за письменным столом или нотным станом, а прямо на сцене, называется импровизацией. Аркадию Шилклоперу знакомо это ощущение полета от вдохновения, приходящего в момент, когда сотни глаз устремлены на создателя музыкального звука. Своими историями и размышлениями о жизни простого мультиинструменталиста, владеющего альпийским рогом, флюгельгорном, охотничьим рожком и другими медными, Аркадий поделился с нашим порталом.

О знакомстве с джазом

Я фанат этой группы YES. Познакомился с нею, когда мне было 13 – 14 лет. Все мы тогда в нашей музыкальной школе интересовались неакадемической музыкой и слушали Deep Purple, Grand Funk, и Led Zeppelin. Ребята, музыкальные, одаренные, интересовались не только обычными учебными предметами, для нас музыка этих групп казалась несколько примитивной. На этом фоне такие группы как Yellow или Pink-Floyd и в большей степени YES отличались тем, что музыка была близка к академической. Все муз приемы, которые мы учили на уроках гармонии и теории музыки – все это использовали YES. Это академический ансамбль, который играет делает музыку, используя рок-средства. Много лет я мечтал сделать что-нибудь подобное с академическим симфоническим оркестром, чтобы показать то самое академическое начало, которое, как мне казалось, недостаточно ярко было у YES. И такая программа родилась.

О программе TRIBUTE to YES

Не хотелось идти простого копирования музыки. Передо мной не стояла задача просто аранжировать – интересовал материал, с которым нужно было работать и создавать на его основе что-то новое. Поэтому свою программу я назвал посвящением. Еще очень хотелось найти свою роль в этой музыке. Это было не просто. Буду импровизировать и где-то даже копировать голос Джона Андерсона – очень близок к тембру валторны.

Выбор пьес в TRIBUTE to YES был ориентирован на исполнение, ведь не все песни из репертуара возможно сыграть с симфоническим оркестром. Две пьесы из программы сделаны моим другом, тоже большим фаном YES – Джоном Вольфом Бремом. Мы с ним вместе играем в Pago Libre, и он тоже большой-большой фанат YES. Обещал помочь, когда узнал о моей задумке, поскольку он профессиональный композитор. Сделал нам две аранжировки. Но я все-таки пошел своим путем и немножко изменил композиции.

О кумире

YES без Джона Андерсона мне не был интересен никогда. У них были альбомы и без него, и сейчас я даже не захожу к ним на сайт. Да, замечательные музыканты, но это уже не YES. Та, андерсоновская музыка звучит для меня как ностальгия, она со мной и в радости, и в печали уже много лет.

О фри-джазе и импровизации

Любое музыкальное звучание затрагивает область эмоционального. Я вообще люблю музыку во всех ее проявлениях. Она проявление нашего мира, большого и разноцветного. А фри-джаз – это та же джазовая эстетика, но без принятых в этом стиле канонов. Это тот самый джаз, который вгоняет исполнителя в состояние транса. Я использую в своей программе элементы разного джаза и авангардного камерного искусства, но больше нравится импровизировать. Научиться импровизировать можно.

Об особенностях профессии

Музыканты – это актеры. Правда мало кто из музыкантов это понимает, но я пытаюсь всем своим молодым музыкантам напоминать, что – мы многолики. Каждая пьеса, баллада, лирическое, комическое – это все разные роли. Одну и ту же роль каждый концерт играть невозможно, к каждой пьесе нужно найти свой подход. Есть пьесы. в которых я пока себя чувствую неуверенно, потому что не нашел в них свою роль.

Об джем-сейшене со Стиви Вандером

Это была просто игра в приятной компании. Мы в Лос-Анджелесе с Moscow Art Trio выступали с мужским ансамблем из Тувы Хунхурту, который исполняет в технике горлового пения. После концерта вышел на сцену Стиви Вандер – он просто оболдел, ходил трогал за горло тувинцев, не понимал как это происходит. Вдохновленный этим концертом, Стив сел за рояль и начал наигрывать, а я взял валторну и подыграл. Вот такой получился творческий союз.

О сольных проектах

Соло я играю уже много лет. Вот буквально три дня назад я отыграл программу в культурном центре «Покровские ворота». Всего у меня около 10 сольных концертов. в которых я помимо моих инструментов использую электронику – сэмплеры, мультиэффект процессора. Этой программе уже больше 10 лет.

О творческих планах

Хочу сыграть с YES. Это далекая моя мечта, которая была так близка однажды. В 2001 году наш менеджер Moscow Art Trio готовил в Шотландии концерт и решил сделать в рамках Эдинбургского фестиваля камерный концерт в церкви. Предложил мне устроить с Джоном Андерсоном дуэт – волторна и голос. Я так загорелся, заволновался, коленки задрожали! Обещал договориться. Ну вот, договаривается до сих пор…

О развлечениях

Развлекаюсь тем, что коллекционирую музыкальные анекдоты. Позавчера я был в театре с подругой. У меня играет друг, и я посетил уже три спектакля с ним. Очень люблю театр и режиссера Дмитрия Крымова. А еще люблю баню, хожу туда иногда с отцом и братом. Раньше я играл в футбол – сейчас у меня все меньше возможностей в него играть – нет времени. Люблю читать, но не все подряд. Больше читаю то, что мне советуют. Люблю кино, но так как я очень эмоциональный, некоторые фильмы отказываюсь смотреть – боюсь потом полночи не спать от сильных впечатлений.