Жизнь в Венеции. Гид по биеннале

О месте

Открылась 53-я Венецианская биеннале, которая продлится до 22 ноября. Приобщаться к искусству приезжают толпы туристов и ценителей. Но помимо современного искусства в Венеции любоваться можно практически на каждое здание.

Раз в два года биеннале захватывает город. Открываются для публики недоступные в другое время дворцы, в водах канала всплывает подлодка Александра Пономарева, в переулке торчит дирижабль. Биеннале не диктует моду в искусстве, но быть отобранным в основной проект — знак качества.

Основной проект

В этом году не очень удачно отметившийся на 

Московской биеннале Даниэль Бирнбаум собрал в «Арсенале» под лозунгом «Создавая миры» работы уважаемых мастеров: Гилберта с Джорджем, Йоко Оно, Гордона Матта-Кларка. Есть среди них и отечественные классики — Елена Елагина и Игорь Макаревич, Павел Пепперштейн, юная Анна Желудь и пока широко не известная Анна Паркина, а также Московский поэтический клуб под руководством депутата Бунимовича.

Нацпроекты

Для большинства художников участие в национальном павильоне, единственное в жизни, становится важной строкой в биографии. Стратегии у стран разные, но почти все «старые» павильоны отдаются одному творцу: американцы обычно показывают классиков — в этом году Брюса Науманна с ретроспективой «Сады Топологии» (Topological Gardens), англичане дали возможность показать себя во всей красе художнику и начинающему режиссеру — Стиву Маккуину, французы — Клоду Левеку с чем-то светозвуковым, очень модным. Немцы отдали павильон антикризисному проекту левака Лайама Лиллика.

Павел Пепперштейн «Ландшафты будущего»

Российский павильон

Мы, как всегда, идем другим путем. К Российскому павильону отечественные кураторы относятся как телевизионщики к «Евровидению»: главное — победа, неважно, какой ценой. Темой этого года куратор Ольга Свиблова объявила «Победу над будущим», участвовать пригласила семь разных художников: от галлюциногенного Павла Пепперштейна до политического активиста Гоши Острецова. За ценой не постоять помогли спонсоры: компания «Новатэк», Фонд Михаила Прохорова, «Маstercard ИЗБРАННОЕ», проект «Сноб», ЦУМ, Art Foundation, «КМБ БАНК», банк группы «Интеза Санпаоло».

Практически всех отобранных Свибловой художников роднят средний возраст и статус растущих в силе и цене. Настроение куратора и всех участников позитивное до невозможности: клеенчатый фонтан Ирины Кориной, спортивные сцены Алексея Каллимы, утопические пейзажи Павла Пепперштейна, летящий сквозь кирпичную стену поролоновый мотоциклист Сергея Шеховцова, лабиринт Гоши Острецова и крошечные шарики с фотографиями российских деятелей культуры работы Анатолия Журавлева. И главное условие победы тоже представлено — в полной нефти инсталляции Андрея Молодкина.

Кругом наши

То ли кризис поспособствовал росту числа русских выставок, то ли кураторы-организаторы-спонсоры решили умирать громко и в Венеции. Но в этом году трудно назвать, кто из наших сколько-нибудь известных художников не задействован хотя бы в одной выставке. Одну из них в параллельной программе представляет Музей современного искусства, за две отвечает ГЦСИ — но это формально, в действительности так далеко от родины искусство двигают частные деньги. А если добавить делегацию украинцев, азербайджанцев под руководством Таира Салахова, Среднеазиатский и Грузинский павильоны, смешанную компанию Unconditional Love, в которой участвуют AES+F, Аристарх Чернышев и Ольга Солдатова, становится не по себе. Кстати, первую выставку действительно современного искусства СССР привез в Венецию почти 20 лет назад, в 1990-м. Фонды, ЦСИ, художники, кураторы тогда, как и теперь, сплотились, чтобы показать все, что имеем, — хорошее и плохое.

А. Виноградов, В. Дубосарский «Крыша»

Музей — не музей

Отдельным проектом «Осторожно, музей!» на Венецианской биеннале представлены Александр Виноградов с Владимиром Дубосарским. Из уважения к венецианским традициям огромные картины писали, оставив в стороне привычные модули. Сюжеты — классическо-юмористические, в том числе изображения многострадальной Джоконды, падающего с небес Бойса (привет от «Сбитого аса» Дейнеки), Уорхола среди чучел и прочих великих художников. Кажется, стремительный взлет карьеры заставил едва ли не самых успешных художников среднего поколения думать о музейном статусе и неизбежной консервации.

Настоящий же музейный проект «Этот смутный объект искусства» делает Stella Art Foundation. Статус подтвержден присутствием на открытии министра культуры и вечного директора ГМИИ им. Пушкина. От старых нонконформистов до юных начинающих — буквально все важные для России и, увы, почти неизвестные за ее пределами имена. Пропагандировать отечественное искусство будут в Музее Ка’Реццонико.

«Таможня» дает добро

Открытием этого года станет «Таможня» — Punta della Dogana на стрелке Большого канала, роскошное здание, из-за которого пару лет назад бились империи Гуггенхайма и Франсуа Пино. Итоги победы Пино на четырех тысячах квадратных метров демонстрируют, не закрывая его же музей в палаццо Грасси. Москвичи, имевшие возможность познакомиться с вершками коллекции в «Гараже», смогут принципиально расширить познания в современном искусстве, особенно самой дорогой и блистательной его части.

Добраться

Из аэропорта в город ехать можно на такси (быстро и дорого), на катере — 13 евро и 40 минут. Самый бюджетный и неинтересный вариант — за 6 евро на автобусе. По городу передвигаться приходится пешком, по каналам — на дорогом такси или общественном транспорте — вапоретто.

Гондолы безумно дороги, но для жаждущих экзотики есть альтернатива: соединяющий берега Большого канала паром трагетто. Собственно, это та же гондола, только быстрая, дешевая и функциональная — любоваться, как в несколько гребков гондольер пересекает канал, можно за пол-евро. В районе Дзаттере довольно легко находится место, где делают гондолы: процесс, как и в других итальянских мастерских, видно и с улицы.

Жить

Абрамович приезжает на яхте, народ попроще заполняет гостиницы, снимает апартаменты, ездит с материка, где жилье подешевле. Цены — от хостелов евро по 20 и выше до бесконечности. Можно заселиться в любимую гостиницу Иосифа Бродского Pensione Accademia (Dorsoduro 1058, www.pensioneaccademia.it) за полторы сотни евро (тогда уж придется и на могилу поэта на кладбищенский остров съездить — там «руссо туристо» любят выпивать).

Жить в Венеции дорого, вкусно питаться сложно, перемещаться можно только пешком или по воде. Туристы, двигаясь по основному маршруту между площадью Сан-Марко и Галереей Академии, выполняют основную программу: мозаики, Дворец дожей, азбучные Тициан, Веронезе, Тинторетто, Музей Пегги Гуггенхайм. Осмотрев главные достопримечательности, можно отойти в сторону и понять: Венеция — местами тихий город. Но находится не много желающих осмотреть скуолу Гранде де Сан Рокко или тащиться на пустынный остров Торчелло к собору Санта-Мария Ассунта, тем более что шедевры рассыпаны плотным слоем по всему городу.

Есть

Кормят в Венеции на каждом шагу — в основном дорого, иногда — невкусно. Безусловная альтернатива — международные сети, бутерброды на ходу и самообслуживание — на рынках продают вручную и с любовью изготовленные хлеб, сыры, мясо, чудесное местное вино. Водопроводную воду можно пить, как и воду из уличных колонок (только фонтаны лучше оставить в покое). От жары превосходно спасает коктейль «Шприц» — смесь местного вина просекко с газировкой и кампари. От 1 евро за бокал. Есть венецианский специалитет сгроппино — смесь сливок, лимонного сока и граппы, сбитая в нежную пену, — идеальная запивка после рыбного обеда, которая редко значится в меню, но выдается в ресторанах по первому требованию. Давно известный талант итальянцев — готовить, причем готовить кофе является, похоже, национальной чертой наравне с темпераментом. Венеция — не исключение. Цена на повсюду превосходный кофе в городе не превышает московскую даже в самых старых и почти легендарных заведениях.

На площади Сан-Марко с 1720 года стоит кафе «Флориан». За то, что здесь бывали Казанова, Байрон и Хемингуэй, кофе стоит дороже. Но кофе считается лучшим в Gran Caffe Lavena. Туристов там меньше, легенд тоже, зато оно нравилось Рихарду Вагнеру. Чтобы поесть, стоит заглянуть в Da Fiore, один из двух ресторанов Венеции с мишленовской звездой, высокими ценами и интерьером в стиле ар-деко (Calle del Scaleter, San Polo 2202). В Nono Risorto — чудесный садик на канале, интересная рыба и недорогая пицца (Santa Croce 2337). Arte della Pizza — недорогая и очень приличная пиццерия (Cannaregio 1896).

Спецпроект

Загружается, подождите ...