Москва
Москва
Петербург
Жизнь в Венеции. Гид по биеннале

Жизнь в Венеции. Гид по биеннале

Открылась 53-я Венецианская биеннале, которая продлится до 22 ноября. Приобщаться к искусству приезжают толпы туристов и ценителей. Но помимо современного искусства в Венеции любоваться можно практически на каждое здание.

Раз в два года биеннале захватывает город. Открываются для публики недоступные в другое время дворцы, в водах канала всплывает подлодка Александра Пономарева, в переулке торчит дирижабль. Биеннале не диктует моду в искусстве, но быть отобранным в основной проект — знак качества.

Основной проект

В этом году не очень удачно отметившийся на 

Московской биеннале Даниэль Бирнбаум собрал в «Арсенале» под лозунгом «Создавая миры» работы уважаемых мастеров: Гилберта с Джорджем, Йоко Оно, Гордона Матта-Кларка. Есть среди них и отечественные классики — Елена Елагина и Игорь Макаревич, Павел Пепперштейн, юная Анна Желудь и пока широко не известная Анна Паркина, а также Московский поэтический клуб под руководством депутата Бунимовича.

Нацпроекты

Для большинства художников участие в национальном павильоне, единственное в жизни, становится важной строкой в биографии. Стратегии у стран разные, но почти все «старые» павильоны отдаются одному творцу: американцы обычно показывают классиков — в этом году Брюса Науманна с ретроспективой «Сады Топологии» (Topological Gardens), англичане дали возможность показать себя во всей красе художнику и начинающему режиссеру — Стиву Маккуину, французы — Клоду Левеку с чем-то светозвуковым, очень модным. Немцы отдали павильон антикризисному проекту левака Лайама Лиллика.

Павел Пепперштейн «Ландшафты будущего»

Российский павильон

Мы, как всегда, идем другим путем. К Российскому павильону отечественные кураторы относятся как телевизионщики к «Евровидению»: главное — победа, неважно, какой ценой. Темой этого года куратор Ольга Свиблова объявила «Победу над будущим», участвовать пригласила семь разных художников: от галлюциногенного Павла Пепперштейна до политического активиста Гоши Острецова. За ценой не постоять помогли спонсоры: компания «Новатэк», Фонд Михаила Прохорова, «Маstercard ИЗБРАННОЕ», проект «Сноб», ЦУМ, Art Foundation, «КМБ БАНК», банк группы «Интеза Санпаоло».

Практически всех отобранных Свибловой художников роднят средний возраст и статус растущих в силе и цене. Настроение куратора и всех участников позитивное до невозможности: клеенчатый фонтан Ирины Кориной, спортивные сцены Алексея Каллимы, утопические пейзажи Павла Пепперштейна, летящий сквозь кирпичную стену поролоновый мотоциклист Сергея Шеховцова, лабиринт Гоши Острецова и крошечные шарики с фотографиями российских деятелей культуры работы Анатолия Журавлева. И главное условие победы тоже представлено — в полной нефти инсталляции Андрея Молодкина.

Кругом наши

То ли кризис поспособствовал росту числа русских выставок, то ли кураторы-организаторы-спонсоры решили умирать громко и в Венеции. Но в этом году трудно назвать, кто из наших сколько-нибудь известных художников не задействован хотя бы в одной выставке. Одну из них в параллельной программе представляет Музей современного искусства, за две отвечает ГЦСИ — но это формально, в действительности так далеко от родины искусство двигают частные деньги. А если добавить делегацию украинцев, азербайджанцев под руководством Таира Салахова, Среднеазиатский и Грузинский павильоны, смешанную компанию Unconditional Love, в которой участвуют AES+F, Аристарх Чернышев и Ольга Солдатова, становится не по себе. Кстати, первую выставку действительно современного искусства СССР привез в Венецию почти 20 лет назад, в 1990-м. Фонды, ЦСИ, художники, кураторы тогда, как и теперь, сплотились, чтобы показать все, что имеем, — хорошее и плохое.

А. Виноградов, В. Дубосарский «Крыша»

Музей — не музей

Отдельным проектом «Осторожно, музей!» на Венецианской биеннале представлены Александр Виноградов с Владимиром Дубосарским. Из уважения к венецианским традициям огромные картины писали, оставив в стороне привычные модули. Сюжеты — классическо-юмористические, в том числе изображения многострадальной Джоконды, падающего с небес Бойса (привет от «Сбитого аса» Дейнеки), Уорхола среди чучел и прочих великих художников. Кажется, стремительный взлет карьеры заставил едва ли не самых успешных художников среднего поколения думать о музейном статусе и неизбежной консервации.

Настоящий же музейный проект «Этот смутный объект искусства» делает Stella Art Foundation. Статус подтвержден присутствием на открытии министра культуры и вечного директора ГМИИ им. Пушкина. От старых нонконформистов до юных начинающих — буквально все важные для России и, увы, почти неизвестные за ее пределами имена. Пропагандировать отечественное искусство будут в Музее Ка’Реццонико.

«Таможня» дает добро

Открытием этого года станет «Таможня» — Punta della Dogana на стрелке Большого канала, роскошное здание, из-за которого пару лет назад бились империи Гуггенхайма и Франсуа Пино. Итоги победы Пино на четырех тысячах квадратных метров демонстрируют, не закрывая его же музей в палаццо Грасси. Москвичи, имевшие возможность познакомиться с вершками коллекции в «Гараже», смогут принципиально расширить познания в современном искусстве, особенно самой дорогой и блистательной его части.

Добраться

Из аэропорта в город ехать можно на такси (быстро и дорого), на катере — 13 евро и 40 минут. Самый бюджетный и неинтересный вариант — за 6 евро на автобусе. По городу передвигаться приходится пешком, по каналам — на дорогом такси или общественном транспорте — вапоретто.

Гондолы безумно дороги, но для жаждущих экзотики есть альтернатива: соединяющий берега Большого канала паром трагетто. Собственно, это та же гондола, только быстрая, дешевая и функциональная — любоваться, как в несколько гребков гондольер пересекает канал, можно за пол-евро. В районе Дзаттере довольно легко находится место, где делают гондолы: процесс, как и в других итальянских мастерских, видно и с улицы.

Жить

Абрамович приезжает на яхте, народ попроще заполняет гостиницы, снимает апартаменты, ездит с материка, где жилье подешевле. Цены — от хостелов евро по 20 и выше до бесконечности. Можно заселиться в любимую гостиницу Иосифа Бродского Pensione Accademia (Dorsoduro 1058, www.pensioneaccademia.it) за полторы сотни евро (тогда уж придется и на могилу поэта на кладбищенский остров съездить — там «руссо туристо» любят выпивать).

Жить в Венеции дорого, вкусно питаться сложно, перемещаться можно только пешком или по воде. Туристы, двигаясь по основному маршруту между площадью Сан-Марко и Галереей Академии, выполняют основную программу: мозаики, Дворец дожей, азбучные Тициан, Веронезе, Тинторетто, Музей Пегги Гуггенхайм. Осмотрев главные достопримечательности, можно отойти в сторону и понять: Венеция — местами тихий город. Но находится не много желающих осмотреть скуолу Гранде де Сан Рокко или тащиться на пустынный остров Торчелло к собору Санта-Мария Ассунта, тем более что шедевры рассыпаны плотным слоем по всему городу.

Есть

Кормят в Венеции на каждом шагу — в основном дорого, иногда — невкусно. Безусловная альтернатива — международные сети, бутерброды на ходу и самообслуживание — на рынках продают вручную и с любовью изготовленные хлеб, сыры, мясо, чудесное местное вино. Водопроводную воду можно пить, как и воду из уличных колонок (только фонтаны лучше оставить в покое). От жары превосходно спасает коктейль «Шприц» — смесь местного вина просекко с газировкой и кампари. От 1 евро за бокал. Есть венецианский специалитет сгроппино — смесь сливок, лимонного сока и граппы, сбитая в нежную пену, — идеальная запивка после рыбного обеда, которая редко значится в меню, но выдается в ресторанах по первому требованию. Давно известный талант итальянцев — готовить, причем готовить кофе является, похоже, национальной чертой наравне с темпераментом. Венеция — не исключение. Цена на повсюду превосходный кофе в городе не превышает московскую даже в самых старых и почти легендарных заведениях.

На площади Сан-Марко с 1720 года стоит кафе «Флориан». За то, что здесь бывали Казанова, Байрон и Хемингуэй, кофе стоит дороже. Но кофе считается лучшим в Gran Caffe Lavena. Туристов там меньше, легенд тоже, зато оно нравилось Рихарду Вагнеру. Чтобы поесть, стоит заглянуть в Da Fiore, один из двух ресторанов Венеции с мишленовской звездой, высокими ценами и интерьером в стиле ар-деко (Calle del Scaleter, San Polo 2202). В Nono Risorto — чудесный садик на канале, интересная рыба и недорогая пицца (Santa Croce 2337). Arte della Pizza — недорогая и очень приличная пиццерия (Cannaregio 1896).

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Отзывы
Пока не было оставлено ни одного отзыва. Станьте первым!
Обсудить на форуме
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация