Соборы и церкви Московского Кремля
Москва, Кремль
Александровский Cад

О месте

Соборы и церкви Московского Кремля

Успенский собор (1475—1479)

.

Главный собор Московского государства был выстроен итальянским архитектором Аристотелем Фьораванти. Сохранив внешние особенности православного храма, Фьораванти внес в его архитектуру ряд индивидуальных черт, объясняемых воздействием эстетики итальянского Ренессанса. В интерьере вместо привычных столбов использованы круглые колонны, которые наряду с равной высотой сводов создавали впечатление зального пространства, нового для русской архитектуры. С момента своего основания Успенский собор служил местом, где проходили торжественные церемонии венчания на царство, а с XVII века — коронования императоров. Собор впервые был расписан в конце XV века. Существующая роспись появилась в соборе в 1642—1643 годах. К работе над новой стенописью было привлечено более 150 иконописцев. Иконостас Успенского собора, полностью скрывающий от взглядов алтарную часть храма, был создан в 1653 году по заказу патриарха Никона. У южной стены собора вблизи иконостаса находится резное деревянное сооружение — Мономахов трон, или царское моленное место. Оно было сделано в 1551 году для первого русского царя Ивана Грозного вскоре после его венчания на царство.

Архангельский собор (1505—1508).

Это второй по значению храм Московского государства. Как и Успенский собор, он построен на месте древнего храма времен Ивана Калиты. Строил собор итальянский зодчий Алевиз Новый. Кроме своего основного назначения соборной церкви св. Михаила Архангела, храм уже с XIV века выполняет и другую функцию: он становится местом упокоения московских князей — княжеской усыпальницей. Сын Василия III Иван Грозный, первый русский венчанный царь, приготовил для себя еще при жизни особую усыпальницу в юго-восточном предалтарии, диаконнике. Волею судеб первым в ней был погребен его старший сын Иван, а несколько позднее сам Иван Васильевич и его младший сын Федор. В начале XVII века на российский престол взошла новая династия — Романовы. Стремясь подчеркнуть законность перехода власти от Рюриковичей к Романовым, они также избрали Архангельский собор местом захоронения, располагая новые гробницы у юго-восточного и северо-восточного столбов. Впервые Архангельский собор был украшен росписью в царствование Ивана Грозного (1564—1565). Фрагменты древней живописи XVI века сохранились лишь в алтарной части собора. Иконостас Архангельского собора создан в 1679—1680 годах.

Благовещенский собор (1484—1489).

Третий по значению собор Кремля был домовым великокняжеским храмом. Ныне существующий собор был возведен в XV веке на древнем белокаменном подклете XIV века. Нынешний облик собор приобрел в 1560-е годы, когда на всех четырех углах паперти поставили маленькие храмы-приделы, увенчанные золочеными куполами. В Благовещенском соборе находилась царская ризница, где хранились древние почитаемые иконы и другие реликвии. Среди наиболее ценных реликвий были частицы мощей более сотни святых Греческой и Русской церкви. Раз в году в пятницу Великого поста совершали обряд омовения мощей: серебряные ковчеги с заключенными в них реликвиями переносили из Благовещенского собора в Успенский и омывали святой водой. Летопись сообщает, что Благовещенский собор был украшен росписью в начале XVI века. В 1550—1560-е годы, собор был расписан заново мастерами эпохи Ивана Грозного.

Церковь-колокольня Иоанна Лествичника — Иван Великий (1505—1508).

Впервые церковь Иоанна Лествичника появилась на территории Кремля при Иване Калите в 1329 году. Новую колокольню в 1505—1508 годах строил итальянец Бон Фрязин. В 1532 году итальянец Петрок Малой пристроил к Ивану Великому еще одну церковь, превращенную затем в четырехъярусную звонницу с проемами для больших колоколов. В 1812 году французы пытались взорвать колокольню, но Иван Великий устоял.

Церковь Ризоположения (1484—1486).

Первая кремлевская церковь Ризоположения на митрополичьем дворе была построена в середине XV века по инициативе московского митрополита Ионы. В 1473 году она сгорела. В 1484 году артель псковских мастеров начала строительство нового храма. Росписи церкви Ризоположения были исполнены в 1644 году живописцами Сидором Поспеевым, Иваном Борисовым и Семеном Абрамовым. Главной темой росписей стала торжественная «похвала Богородице». В интерьере храма сохранилось несколько предметов церковной утвари XVII века: медное посеребренное паникадило (церковная люстра) и две тощие свечи, представляющие собой подсвечник в форме свечи.