Москва
Москва
Петербург
Выставка самого советского грузинского классика

Выставка самого советского грузинского классика

О выставке самого советского грузинского классика в Третьяковской галерее Фаине Балаховской рассказывают ее инициаторы — Тамаз и Ивета Манашеровы
Вы делали в Третьяковской галерее выставку довольно радикального нонконформиста Рабина. А теперь нежный, салонный Гудиашвили. Почему?

Т. М.: Знаете, мы собираем и искусство начала века, и художников-шестидесятников и, как люди ответственные, хотим показать то, что коллекционируем. А когда мы пришли с этой идеей, сотрудники музея сразу сказали: отлично, делаем. Последняя персональная выставка Гудиашвили в России была в 1958-м.
И. М.: Наша коллекция начиналась с Гудиашвили, 15 лет назад.
Т. М.: Мы родились, выросли, прожили половину жизни в Тбилиси.
И. М.: У нас есть работы Пиросмани, Какабадзе, а рядом с ними — Кончаловского, Машкова, Штеренберга, Фалька…
Он ведь настоящей звездой был в советской Грузии и вроде даже работы под конец жизни не имел права продавать — они считались национальным достоянием…

Т. М.: Да, после Пиросмани — самый знаменитый грузинский художник. И по значению, и по ценности художественной. Правда, больше известны его более поздние работы, которые уже в СССР делал, а нам хотелось показать парижский период, когда он совсем другие картины писал, дружил с Фужитой, Модильяни, Гончаровой, Ларионовым, Маяковским. О нем писали самые знаменитые французские критики.
И. М.: Мы сделали огромную книгу, я даже не могу назвать ее каталогом, с публикациями, переводами, научными статьями.

Вы, кажется, все про Гудиашвили знаете?

И. М.: И про всех художников, работы которых у нас есть. У нас одна из лучших библиотек по искусству в Москве…

То есть искусством занимаетесь профессионально?

И. М.: Я даже пошла учиться на искусствоведческое отделение университета. Тема диплома — грузинская эмиграция.
А вы думали когда-нибудь, что дальше с вашей коллекцией будет?

Т. М.: Наши главные шедевры — дети, трое. Они пусть и думают.

Рабин, теперь Гудиашвили… Вам нравятся художники-легенды?

Т. М.: Наверное. Но легенды создают почитатели, а мы собираем все же не из-за историй, а потому, что любим живопись. Хотя в искусстве важны эмоция, дух, энергетика, а если человек не интересен… Ведь это можно понять не только при личном общении с живым художником, но и по письмам, воспоминаниям…

Некоторые коллекционеры не хотят работы на выставки посылать…

И. М.: Когда мы снимали Пиросмани для выставки в «Проуне», прямо стены раздвигались, комнаты становились больше…
Т. М.: Расставаться не хочется, но если ты обладаешь не одной работой, которая как вырванное из контекста слово, а целым сообщением, то речь идет об ответственности.

Ладо Гудиашвили «Парижские годы»
Третьяковская галерея в Лаврушинском переулке, с 17 ноября


16 ноября 2009,
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация