Крути педали | Город | Time Out

Крути педали

  21 августа 2006
10 мин
Крути педали
Перемещаться на велосипеде быстрее, чем пешком, полезнее, чем на машине, и гораздо приятнее, чем на метро. Мы составили краткий гид по велосипедной Москве.

Какие бывают велосипеды

1. Горный велосипед, или трейл-байк

Цена: от 400 долл.
Самый распространенный тип велосипеда в городе. На него, поставив седло помягче и амортизаторы побольше, теоретически можно посадить и бабушку, если у нее в порядке вестибулярный аппарат. А профессионалы ездят на трейл-байке и по оврагам, и по умеренно крутым холмам.

2. Круизер
Цена: от 6000 р. за китайскую сборку до 2000 евро — за европейскую.
Классический женский вариант велосипеда. У круизера мягкие изгибы рамы и небольшое количество скоростей. На нем приятно прокатиться по соседнему скверику или вокруг дачи, желательно избегая крутых склонов, — из-за приличного веса на большее он не рассчитан.

3. Гоночный велосипед
Цена: от 300 до 10 000 евро.
Для любителей скоростной и длительной езды. Его особенности — очень тонкие колеса, неудобная, на первый взгляд, конструкция и небольшой вес. Но, привыкнув, вы поймете, что по-другому проехать 20—30 км по шоссе будет непросто. Важная особенность: даже не пытайтесь ездить на гоночном велосипеде по неасфальтированным дорогам — он для этого совершенно не подходит.

4. Растабайк, или чоппер
Цена: от 10 000 р.
Это велосипед, который притворяется мотоциклом Harley-Davidson. Удлиненные формы, хромированные рамы, вытянутый руль, напоминающий огромные рога буйвола, смешные сиденья и широчайший разброс цен (от 10 000 р. и до упора) — это все про него. У чоппера есть родственник — электровелосипед на аккумуляторе. Хотя особенно на нем не разгонишься и далеко не уедешь (через 30—50 км придется перезаряжать аккумулятор), все же эта приятная пенсионерская безделушка заслуживает пары минут внимания. Несмотря на все моторы и аккумуляторы, стоит электровелосипед не так дорого: от 500 долл.

5. Фрирайд и даунхилл
Цена: от 300 евро.
На велосипедах для фрирайда с низкими рамами летают хоть с высоких трамплинов, хоть с сарая. Для спуска вниз по неподготовленным склонам с ямами, камнями и стволами деревьев подойдут даунхиллы — тяжелые, но до мелочей продуманные агрегаты, напоминающие мопед. Их «родичи» — дерт- и стрит-велосипеды, а также «4х» — предназначены для разного рода трасс с трамплинами. От таких моделей требуется выносливость, поэтому и стоят они соответственно.

6. BMX и триал
Цена: от 300 евро.
Самые популярные модели у экстремальных велосипедистов. BMX, по сути, аналог скейтборда — культовый велосипед для трюков в городских условиях. Триал-велосипеды — длинные, без сиденья, с жесткой вилкой — также превосходно подходят для прыжков любой сложности. Цены на них сильно разнятся в зависимости от оснащения и, конечно, фирмы-производителя.

7. Брендовые велосипеды
Цена: от 1000 евро.
Эти велосипеды функционально могут быть любыми (от круизера до BMX), но стоят существенно дороже собственных аналогов, причем ценой обязаны знаменитой марке производителя, например BMW или Mercedes Benz. Их другая отличительная черта, как нетрудно догадаться, — хорошо продуманный и эффектный дизайн, действительно высокое качество сборки и удобство.


Где ремонтировать
Мелкий ремонт практичнее осуществлять самому, купив за 200—300 р. комплект ключей в удобной связке и нужные запчасти на рынке у станции метро «Сокольники» или в специализированном веломагазине. Однако самостоятельно собрать-разобрать сложносочиненную коробку передач практически невозможно. Можно отвезти велосипед в ближайший гаражный кооператив, где за умеренную плату вам приколотят все, что шатается, и привинтят все, что болтается. Никакой гарантии на ремонт, впрочем, там не дадут. За ней лучше обращаться в официальные сервис-центры, которые, как правило, специализируются на определенных марках. Самые популярные в Москве велосипеды «Merida» чинят в магазине «Веломир». Стоит недешево (поставить новое колесо обойдется в 100 долл.), и не лишним будет записаться (тел. 236 8940) в очередь за пару недель, а летом — за месяц. Другую известную марку, GT, ремонтируют в магазине «Триал-Спорт». Сюда заранее можно не записываться, но позвонить накануне визита (тел. 679 7684) на всякий случай стоит. Универсальный велосервис под названием «Клуб Мастербайк» ищите по адресу www.velosipedov.net (8 901 712 6323). За ремонтом экзотических растабайков и чопперов лучше обращаться к их фанатам, общающимся через сайт www.chopperdom.ru. Если нет времени записываться, ждать своей очереди или таскаться в мастерскую, можно попробовать решить вопрос на ближайшем велосипедном развале, выпрашивая консультации у всех подряд. Нередко это срабатывает.

Где арендовать
Арендовать велосипед в Москве пока нелегко, но все же можно. Главные неудобства — высокая залоговая стоимость и небогатый выбор. В клубе «Титан» ( www.clubtitan.ru) можно арендовать среднего уровня велосипед даже на полдня — за 300—400 р. Другие известные прокаты работают на ВВЦ в павильоне №9 и на территории парка «Сокольники». И все же велосипед лучше купить или, в крайнем случае, взять у знакомых.


Как одеться
Для экстремалов существуют десятки видов защитных костюмов: с налокотниками, наколенниками и шлемами. Делают их даже такие марки люксовой одежды, как Yohji Yamamoto (Y-3 — совместная линия с adidas). Обладатели чопперов часто увеличивают сходство своих велосипедов с мотоциклами Harley-Davidson, увешивая их черной кожаной бахромой или ставя зеркала заднего вида в форме пятиконечных звезд. Модные BMX’еры следят за новинками марок уличной одежды типа Rocawear, Sean John и т. д.

Но главные велосипедные понты — это, конечно, тюнинг. Экспериментировать с различными рулями, сиденьями, вилками, рамами, подвесками и каретками можно до бесконечности — этот процесс азартен, как игра на раздевание. Начинают, как правило, с установки дисковых тормозов, хотя на самом деле в случае с не экстремальными велосипедами они нужны только для езды по грязи. После переходят к переключателям скоростей модной марки Shimano и амортизаторам, потом настает очередь сверхлегких и сверхпрочных рам из новых сплавов, вилок, длина которых выверяется до миллиметров, и все — пошло-поехало. Известны случаи, когда на тюнинг велосипеда за год тратились суммы, сопоставимые с ценой нового автомобиля.


Где общаться с единомышленниками
Самые заметные и пижонские велосипедисты в любом городе — BMX’еры. Встретить их можно там, где есть перила, ступени, скаты и взъезды, на которых можно выделывать трюки. То есть практически где угодно. Они хорошо заметны, потому что собираются в большие компании и носят яркую уличную одежду. То же можно сказать о триальщиках: они любят перемещаться по городу в поисках подходящих площадок, желательно на виду у публики, которая сможет оценить их велоакробатику. Традиционные места встречи: ВВЦ, Манежная площадь, Поклонная гора, бульвар у площади Никитских Ворот.

Любители фрирайда, даунхилла и дерт-джампинга катаются в Подмосковье (например, на холмистом Дмитровском направлении), где часто обустраивают собственные трассы. В черте города они чаще выбирают парки: Коломенское, Битца, Крылатское, Тропарево и т. д.

Больше всего бойцов, понятное дело, насчитывает армия «рядовых» велосипедистов на горных и городских велосипедах. Они катаются буквально повсюду: в выходные ими кишат парки, проспекты, улицы и переулки.

К сожалению, в городе пока не замечено ни одной мало-мальски внушительной тусовки на чопперах, лишь преимущественно одинокие мужчины средних лет или маргинально выглядящие юноши гордо рассекают по улицам ЦАО.


Где ездить

Конечно, Москве пока далеко до «велосипедизированных» на 100% городов вроде Барселоны, где «бисиклета» в качестве средства перемещения почти уравнялась в правах с автомобилем. Однако количество москвичей, пересевших этим летом в седла, достигло критической массы. Есть надежда, что скоро наш город официально признает появление третьего класса горожан, в придачу к пешеходам и автомобилистам, — кинотеатры и офисы заведут специальные парковки, московские парки, особенно в ЦАО, проложат велосипедные дорожки, и на улицах Москвы появится специальная разметка, уравнивающая простенькие GT и величавые растабайки в правах с «шестерками» и джипами. А пока…

1. Маршрут для компании друзей
Начните с Кремлевской набережной, поезжайте дальше — до нового пешеходного моста, ведущего с Фрунзенской набережной в Парк Горького. Там можно съесть вкусную самсу с бараниной, покурить кальян в ресторане на открытом воздухе «Чайхона №1», поваляться на лежаках в клубе «Парк» или, наконец, просто поболтать ногами над водой. Потом имеет смысл проехать дальше по набережной, полюбоваться шедевром позднего советского конструктивизма — Академией наук. Также можно перейти мост в обратном направлении и крутить педалями в сторону Воробьевых гор и смотровой площадки МГУ, где по вечерам катаются гонщики-любители и показывают трюки мотоциклисты.

2. Маршрут для романтической прогулки
Начните с Кремлевской набережной, поезжайте дальше — до нового пешеходного моста, ведущего с Фрунзенской набережной в Парк Горького. Там можно съесть вкусную самсу с бараниной, покурить кальян в ресторане на открытом воздухе «Чайхона №1», поваляться на лежаках в клубе «Парк» или, наконец, просто поболтать ногами над водой. Потом имеет смысл проехать дальше по набережной, полюбоваться шедевром позднего советского конструктивизма — Академией наук. Также можно перейти мост в обратном направлении и крутить педалями в сторону Воробьевых гор и смотровой площадки МГУ, где по вечерам катаются гонщики-любители и показывают трюки мотоциклисты.

3. Маршрут для стрессотерапии
Физические упражнения на свежем воздухе отлично снимают стресс. Дождитесь позднего вечера и начинайте наматывать километры. Держите путь к Замоскворечью: через Большой Каменный мост, Болотную площадь или Садовое кольцо. Там много приятных улочек, которые к ночи совершенно пустеют. Например, Лебяжий переулок — странное, безлюдное место напротив Боровицкой башни Кремля, через которую ездит на работу Путин. В нем, если верить табличке, располагается «иракская школа», что бы это ни значило. А на Большой Ордынке есть цех по производству шоколада. Если подъехать к окнам и заглянуть в подвал, можно увидеть, как шоколад тоннами варится в огромных чанах и стоит у стены в виде здоровенных плюшек. Запах при этом такой, что стресс исчезает бесследно.

4. Маршрут для семейного пикника
Соберите рюкзак и поезжайте всей семьей кататься в Измайловский парк или на Лосиный Остров. Первый примечателен тем, что является самым большим европейским лесопарком в черте города. Кроме того, отсюда можно легко добраться до вьетнамского рынка на «Измайловской» и Измайловского рынка, где торгуют ценным старьем: от прялок XVIII века до трофейных нацистских фотоаппаратов. Лосиный Остров плавно переходит в Подмосковье, где воздуха больше, а людей — меньше. Говорят, здесь по-прежнему можно наткнуться на живого лося. Главное — вовремя затормозить.


Как сберечь
Главная проблема, с которой сталкиваются все владельцы велосипедов, — воровство. Есть несколько проверенных способов обезопасить двухколесное имущество. Радикальный: попробуйте поставить на велосипед автомобильную сигнализацию со спутниковой связью. Однако помните, что в отличие от автомобиля прятать ее на велосипеде негде и стоит она дорого. Трудоемкий способ: оставляя велосипед на улице, не просто пристегивайте его за раму к чему-нибудь, что точно нельзя сдвинуть с места, а снимайте и уносите с собой заднее колесо или руль. Несмотря на то что «перекусить» любую защитную цепь для опытного угонщика — дело пустяковое, «ополовиненный» велосипед продать гораздо труднее. И, наконец, самый надежный способ: просто не оставляйте свой велик без присмотра.

Как ездить быстро
Главное условие быстрой езды — умение правильно крутить педали: по воображаемому кругу вдоль оси каретки, причем именно крутить, а не «давить» на них. Старайтесь ехать в седле, не вставайте зря — так вы бережете силы. На затяжных подъемах не напрягайте все тело: сконцентрируйтесь на дороге, дыхании и вращении педалей, но пытайтесь держать мышцы расслабленными.

Езда стоя, так называемая техника «танцовщицы», дает более высокую тягу и скорость, но так крутить педали значительно тяжелее. Прибегайте к ней, если вы не можете «забраться» на гору, сидя в седле, если вы чувствуете в себе силы нагнать соперника или вам потребовалось ненадолго сменить позу. Старайтесь стоять на педалях низко, насколько возможно, и «переложить» как можно больше веса на заднее колесо. Не используйте низкие передачи, иначе забуксуете на первом же бугре или с вас зря сойдет семь потов. Перед тем как встать на педалях, обязательно переключитесь на более высокую передачу — так педали будут крутиться эффективнее. Езда на низкой передаче в положении стоя — бесполезная трата энергии.

Где купить