«Матильда» после шума и Поклонской: стоит ли ее вообще смотреть?
© Каро

26 октября в прокат выходит фильм «Матильда», из-за которого православные радикалы пообещали жечь и громить кинотеатры. Time Out посмотрел «Матильду» и рассказывает, стоит ли ради нее подвергать свою жизнь риску.


Наследник российского престола Николай (Ларс Айдингер), которого все зовут как рэпершу Минаж, Ники, ищет жену. С отцом, Александром III (Сергей Гармаш), он обсуждает немецкую принцессу Александру (Аликс), которая нравится строгой маме (Ингеборга Дапкунайте), но папа, похожий на лысого физрука с бородой лопатой, рьяно предлагает балерину Кшесинскую (Михалина Ольшанска). Ники идет на балет, видит там хорошенькую танцовщицу, у которой прямо на сцене развязывается лямка и вываливается грудь. После этого у них все быстро складывается. Где-то рядом постоянно стоит и смотрит подозрительно, как свидетель из Фрязино, граф Воронцов (Данила Козловский), который любит Матильду (ласково — Малю) и ненавидит будущего императора. Скоро император-физрук умирает, и Ники надо выбрать: отречься от престола и жениться на Мале или выбрать Аликс и корону ради русского народа. Вот и весь главный российский фильм года.

Знаменитой «Матильда» стала, как всем уже известно, благодаря Наталье Поклонской, выступающей против того, чтобы кино попирало Николая II, который православной церковью канонизирован. В случае с этим фильмом необходимо пояснить новостной бэкграунд. По мнению царебожников, представителей своеобразной православной секты, история любви Николая и Матильды — ложь, так как царь был святым, едва ли не богом, он любил императрицу, а затем погиб и искупил тем самым грехи народа. Забавно, как все в итоге сложилось: Алексей Учитель, один из самых мейнстримных российских режиссеров, трижды выдвигавшийся на «Оскар», любимый государством и Минкультуры, оказался хулителем религиозных ценностей.

© Каро

При этом Учитель был, конечно, прав, когда воевал с депутатом Поклонской. Она, кстати, до сих пор не видела фильма и даже не знает, с чем борется. Да и история на стороне режиссера: Романов действительно встречался с Матильдой до своей коронации и женитьбы. В этом нет никакой клеветы, нравы просто были такие. Другой вопрос, что это не главная проблема «Матильды», попросту глупого и непоследовательного фильма, авторы которого не то что не планировали эпатировать царебожников и Наталью Поклонскую, а даже не знали, что вообще хотели всем этим сказать.

Когда режиссера Учителя спрашивают, какой смысл он вкладывал в фильм, он отвечает, что сюжет и так слишком прозрачен, чтобы его еще и трактовать. Действительно, авторский вывод из экранизированного им исторического эпизода очень прост: Николай не должен был становиться государем. Судьба, по мнению режиссера, сразу продемонстрировала ему последствия его неверного решения: после коронации на Ходынском поле случилась знаменитая ужасная давка, в которой погибли тысячи москвичей. Предзнаменования следуют за наследником постоянно: поезд, на котором он едет с семьей, сходит с рельсов, у всех героев периодически течет пугающая кровь (у Матильды — с пуантов, у Николая — по лицу после попытки покушения, у Аликс — после ранения заколкой для волос). Наконец, прямо на самой коронации, которую показывают аж два раза, в начале и в конце, чтобы точно всем было понятно, Ники падает в обморок, и корона слетает с его монаршей головы.

Учитель подает сюжет фильма как череду предзнаменований неизбежного ужаса: Ники сделал неправильный выбор, он должен был предпочесть отношения с Малей нуждам России, и тогда, видимо, не был бы расстрелян вместе с семьей большевиками.

Впрочем, сам народ наследника не очень-то интересует. В единственной сцене, где Николай с народом встречается (еще не в виде гор трупов на Ходынке), он едет на царском поезде и видит толпы оборванцев, которые его явно не впечатляют. Большую же часть времени Романов и Кшесинская занимаются романтической возней, достойной максимум сериала на канале «Россия-1». Сначала они долго прыгают обнаженные (но целомудренно прикрытые) по кроватям, потом бегают друг за другом по коридорам, то расставаясь из-за очередной истерики, то сходясь обратно. Затем секретная служба царской короны начинает охотиться на балерину, потому что у нее любовные письма, компрометирующие будущего государя. Все это тянется ужасно долго: «Матильда» идет чуть больше двух часов, но по ощущениям — намного больше.

© Каро

Единственное разнообразие в эту скуку вносит абсурдная и не соответствующая по стилю остальному фильму линия графа Воронцова — персонажа Данилы Козловского. Изначально Учитель думал взять именно его на роль Николая, но потом выбрал немецкого артиста Айдингера. Видимо, Даниле, чтобы он утешился, придумали героя, которого уж точно в истории не существовало. Нестриженый граф пытается с ходу убить императора, а когда его ведут на казнь, Ники его милует. Правда, царская гэбня все равно не отпускает графа и отправляет его к немцу-извергу доктору Фишелю (знаменитый театральный режиссер Томас Остермайер), который прописывает ему курс лечебных пыток. Словом, если весь фильм похож на банальную историческую телемелодраму (коей он фактически и является), то этот несуразный сегмент больше напоминает сериал «Американская история ужасов» в великорусских интерьерах.

Для самого Учителя история заканчивается в момент коронации, когда случилась катастрофа, а последовавшие за ней 24 года брака и правления Николая, а также не менее счастливая жизнь Кшесинской, которая дожила до 99 лет, его уже не слишком интересуют. В общем, это телемыло не должно иметь никакого отношения к царебожникам, Поклонской и прочей ереси: и так слишком много внимания оно привлекло. А позже, порубленное на четыре серии, оно и вовсе утонет в вечернем эфире.

Спецпроект

Загружается, подождите ...