«Перестрелка»: Бен Уитли сказал новое слово в британском жанровом кино

В кинотеатрах стартует фильм «Перестрелка» режиссера Бена Уитли, известного по картине «Высотка» с Томом Хиддлстоном и культовому фильму «Список смертников» 2011 года. Time Out попросил посмотреть «Перестрелку» Александра Павлова, философа, киноведа и специалиста по культовому кино.

Британское кино для каждого свое. Для эстетов — социальный реализм Кена Лоуча и Майка Ли. Для суперэстетов — дичайший постмодернизм Питера Гринуэя и Кена Рассела. Для ребят с района — криминальные фильмы: для тех, кто постарше, «Долгая страстная пятница», для тех, кто моложе, «Карты, деньги, два ствола». Еще, правда, есть всевозможное британское эксплуатационное кино — от хорроров Алана Гибсона и до скромных шедевров Пита Уокера.

А Бен Уитли, он про что? Уитли все еще ищет себя. В целом он ближе к эксплуатационному кинематографу, но такому, лощенному. Его кино более глянцевое, но все еще привлекательное, как у Тарантино. А вот прошлогодняя «Высотка» — это, возможно, было что-то самостоятельное. Он делал картину серьезно, без шуточек, хотя шутить он, как выяснилось, может. Правда, напускная серьезность ожидаемо разочаровала многих его поклонников. В самом деле, зачем в конце фильма многозначительно упоминать капитализм, если все и так уже поняли, что фильм про капитализм? Но на это недоразумение можно закрыть глаза.

Какой-то умный человек после показа сказал вслух: «Ну, это такие “Бешеные псы”…». Если что, знайте: это не они. Впрочем, сравнение с Тарантино, раз уж его теперь не избежать, очень помогает понять Уитли.

В общем, сегодня Уитли, как старый культист, пытается коммерциализировать культовый кинематограф. И зрители, которые любят именно этот тип кино, безмерно рады. Так что любой новый фильм Бена Уитли ожидают с придыханием: чем нас удивит старик Бен в этот раз?

Но сперва вот о чем. Перевод названия не самый удачный. Настоящие знатоки помнят культовый вестерн Монте Хеллмана «Перестрелка», который в оригинале назывался The Shooting. У Хеллмана в фильме и была перестрелка. А у Уитли имеется в виду скорее огонь. Собственно, фильм так и называется, «Свободный огонь». Free fire. Можно было бы перевести «Стреляй, куда хочешь» или «Стреляй по всем», что куда ближе содержанию фильма. И если нужно описать суть происходящего в «Перестрелке», то это она: все стреляют по всем. 

Сюжет простой. Роскошные 70-е. На каком-то складе встречаются те, кому нужно купить оружие, и те, кто хочет его продать. Из-за роковой случайности, произошедшей ранее, завязывается конфликт, который приводит к применению огнестрельного оружия. И начинается перестрелка.
 


Какой-то умный человек после показа сказал вслух: «Ну, это такие “Бешеные псы”…». Если что, знайте: это не они. Впрочем, сравнение с Тарантино, раз уж его теперь не избежать, очень помогает понять Уитли. Уитли можно упрекнуть в каких угодно заимствованиях, но не в том, что его кино «тарантиновское». В «Бешеных псах» были флешбеки, реки крови, много разговоров и почти никакой стрельбы. У Уитли же действие происходит в одном месте, стреляют много, говорят еще больше и при этом ни капли крови. В людей стреляют раз, стреляют два, стреляют три раза — а у них только дырочки, которые можно перевязать тряпочкой и продолжать палить во все стороны. То есть общее у фильмов одно — замкнутое пространство.

То бишь если вы решитесь посмотреть этот боевик, то знайте: это не боевик. Это разговорная комедия, в которой все друг в друга стреляют. А нелепые наряды, смешные прически и совершенно роскошные усы из 1970-х лишь подчеркивают происходящий абсурд. У Бри Ларсон не хватает усов, но это можно понять — было бы явно лишнее. Шарлто Копли гениально переигрывает, Киллиан Мерфи и Арми Хаммер ему немножко уступают, но тоже очень симпатичные. 

Одним словом, пока это лучший фильм примечательного британца Уитли. Во всяком случае, «Перестрелка» на несколько этажей выше «Высотки».

Спецпроект

Загружается, подождите ...