Москва
Москва
Петербург
Притяжение

Притяжение

Необыкновенное небесное явление, ставшее поводом для постов в соцсетях и романтических свиданий, обернулось падением инопланетного космического корабля на многоэтажки в Чертаново. Местные жители, не одобряющие попыток военных предотвратить войну, и ученых – понять что-то новое про мироздание, решают самостоятельно разобраться с пришельцами подручными средствами, несмотря на то, что цель их визита остается загадкой, а возможности разума и технологий несравнимо выше земных. Заявленный антиутопией фантастический блокбастер Бондарчука «Притяжение» стал четвертым по счету отечественным фильмом в формате IMAX.

Пришельцы в Чертаново — скорее «Сумерки» под русский рэп, чем «День независимости».

Чертановская старшеклассница Юля (Ирина Старшенбаум) готовится отдать девственность бойфренду Артему (Александр Петров) — он постарше, гоняет на прокачанной тачке под русский рэп и подкупающе напорист. Момент, кажется, подходящий: отец-военный (Олег Меньшиков) умотал на службу, подруга Светка дала ключи от квартиры, а над Москвой как раз пронесся исторический метеоритный дождь — романтика, да и только.

Вот только со звездами на Чертаново падает кое-что еще — гигантский НЛО, принятый бравыми коллегами юлиного отца за гостинец от НАТО. Его тут же сбивают, для чего оказывается достаточно всего пары истребителей (знай, пришелец, силу русского оружия!) Итог падения — разрушенные типовые многоэтажки, сотни погибших, включая несчастную Светку, и заградительный периметр, который военные немедленно начинают строить вокруг места крушения.

Чертановцы негодуют, грозят выгнать инопланетян собственными силами — но тут «Притяжение» совершает жанровый разворот и вместо копирования «Дня независимости» пускается скорее в эрзац-«Сумерки», только снятые человеком, выросшим на проходной советской фантастике, а в последнее время полюбившим русский рэп от Скриптонита до, прости господи, Макса Коржа.

Тот факт, что широко разрекламированный сай-фай Федора Бондарчука о вторжении пришельцев на московский спальник на поверку оказался романтической сказкой, более того, беззастенчиво подростковой, сам по себе не плох и не хорош — бывают и такие жанры. «Притяжение» — фильм детский, по-юношески упивающийся наивной романтикой районов-кварталов, пыльной эстетикой клипов того же Скриптонита (те, правда, не такие длинные) и воспитательной риторикой («Прежде, чем громить Чужого, присмотрись к нему»).

Детское кино, впрочем, не обязано страдать от детсадовской драматургии — а другого эпитета для сценария, полагающегося на бесконечные допущения и невероятные стечения обстоятельств, не подберешь. Почти каждая сцена «Притяжения» заканчивается логическим провалом, драматургическим скачком через три ступеньки. Вот герои Старшенбаум и Петрова после катастрофы зависают над бездной обрушенного дома, с трудом, одной на двоих рукой вцепившись в перила кровати. Как они выберутся? Это вдруг оказывается неважно — ведь уже в следующей сцене они бегут на поиски помощи. Вот четверо забравшихся в зону оцепления пацанов с трудом кладут на плечи тяжеленную находку. Как они ее вынесут через кордоны и препятствия? Неважно — монтажная склейка магически переносит их уже в собственный гараж. Это всего лишь два примера — но такие, и правда фантастические, происшествия в «Притяжении» случаются практически в каждой сцене.

Эта небрежность в итоге подрывает любые благородные идеи, которые Бондарчук закладывает в свое кино, включая мысль о том, что даже пришельцы о землянах лучшего мнения, чем мы сами. Еще хуже, что превратного представления о реалиях русской жизни придерживается и сам режиссер. По крайней мере так кажется по фантазийности сцен, не касающихся пришельцев: урок астрономии в школе, будни окраинных гопников, реакция на ЧП русской власти.

Чего, впрочем, у Бондарчука не отнять — какого бы уровня ни были его фильмы, в них всегда найдется эффектный образ или кадр, на удивление точно (хотя и не факт, что осознанно) отражающий дух времени. Так в «Девятой роте» медсестра Белоснежка отдавалась целому батальону призывников, будто щедрая Россия середины нулевых, которой для правильных парней ничего было не жалко. Так в «Обитаемом острове» картонные, розовые танки предугадывали картонный, игрушечный (но от того не менее реальный) конфликт в Южной Осетии. Меткий образ сегодняшней России есть и в «Притяжении» — и выглядит он, как красиво подсвеченная пятая точка актрисы Старшенбаум, зависшая на краю пропасти. Как ее спасут, непонятно — но если верить Бондарчуку, спасут. Расходимся.

ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация