Новые бедные русские: как изменилась наша жизнь в 2015-м

Новые бедные русские: как изменилась наша жизнь в 2015-м

Ксения Морозова   7 августа 2015
6 мин
Новые бедные русские: как изменилась наша жизнь в 2015-м
Новый виток падения рубля был принят уже далеко не с тем ужасом, что был в конце прошлого года – никто не побежал покупать мешками гречку и занимать очередь к банкомату. Люди смирились, что период роста экономики позади, впереди же – возможно, не месяцы, а годы экономии. Какой теперь станет наша жизнь?

Новый бедный русский больше ест дома

С мая покупатели привыкли к новому уровню цен и стали меньше экономить на продуктах, парфюмерии и бытовой химии – продажа товаров первой необходимости даже выросла. Зато меньше стали тратить на еду вне дома, походы в кино, косметику, безалкогольные напитки, детские товары, топливо, услуги сотовой связи и интернета. По данным Росстата за последние полгода на 4% сократилась продажа алкоголя, причем тренд последних лет – падение продаж водки и рост продаж вин – связан не с кризисом, а с тем, что наша нация перестала столько пить, слава тебе, Господи.

Снизился средний чек в ресторанах, но увеличился – в магазинах. По данным X5 Retail Group средний чек по итогам первого полугодия 2015 в магазинах их сети («Пятерочка», «Перекресток», «Карусель») вырос на 11,3%, достигнув 373,9 руб. В ресторанах, как сообщил глава столичного департамента торговли и услуг Алексей Немерюк, чек уменьшился на 2030%.

Представители «Азбуки вкуса говорят о существенном росте продаж рыбы и мяса и считают, что это связано в первую очередь с перетоком в магазины тех людей, которые отказываются от ресторанов, но не готовы снижать качество продуктов.

Прощайте, походы в рестораны как выход в свет

Ресторанов открывается не меньше. По данным 2ГИС зимой 20132014 в российских миллионниках было открыто 434 ресторана, а зимой 20142015 – 457. Но на один по-старомодному дорогой приходится десять дешевых: средний чек выше 2500 рублей – теперь немыслимая сумма для новых заведений. При этом они не просто дешевые, а качественные и модные, часто возглавляемые известными шефами. С начала 2015 года закрылись сотни ресторанов, но «это был очищающий огонь». Во всяком случае, так считает ресторанный критик Time Out Ольга Овчарова: «Мало какие из закрывшихся заведений по-настоящему жаль, большинство из них морально устарели». Александр Раппопорт открывает рестораны, в которых за соседними столами едят студенты и бизнесмены, а новый проект «Сыроварня» Аркадия Новикова – это демократичный семейный (чтобы ходили и днем, и вечером) ресторан с собственной, как следует из названия, сыроварней.

Поход на концерт? Не можем себе позволить

В «Крокус Сити Холле» в июле прошел всего один концерт, и тот Григория Лепса. Расписания на август у площадки просто нет. Похожая ситуация и во многих других больших московских клубах. Отменился фестиваль «Субботник», а на пикнике «Афиши» главным хедлайнером стал исполнитель, с которым можно рассчитаться в рублях. Сотрудник концертного агентства «Pop Farm» Андрей Саморуков отметил: «Цены мы повысили на 1020%, а курс доллара вырос в 2 раза. В общем, зарабатывать промоутеры стали меньше, риски увеличились. Покупательская способность по сравнению с началом года упала. Уже сейчас понятно, что иностранных концертов будет все меньше. Их уже меньше стало».

Российское кино не смотрят даже ради интереса

Потому что теперь жалко тратить деньги на то, что с огромной вероятность окажется плохо сделанным. Российские фильмы с каждым годом собирают все меньшую кассу. Западные фильмы все еще показывают неплохие сборы, однако кинотеатры все же терпят убытки – снижение продажи билетов за последний год достигло 8,2%.

Импортозамещение осторожно приходит в моду

Или хотя бы начинает. В общем траты на одежду и обувь снизили 2729% опрошенных в конце июля маркетинговой компанией Initiative. Сразу после скачка курса о своей неуверенности в российском рынке заявили представители нескольких брендов-гигантов. В итоге закрылись магазины Gerry Weber, Esprit, OVS, River Island, а Zara отказалась от своего главного магазина на Тверской. Сильно поднялись цены: в той же Zara стандартное платье стоило около двух тысяч, а сейчас – четыре. Покупатели были вынуждены обратить внимание на отечественные бренды, среди которых, к счастью, действительно немало качественных и интересных. На место западных популярных брендов, например, претендует Oh, my, а интернет-магазин Asos пытается заменить Trends Brands. Пока, безусловно, масштабы производства несопоставимы, но для многих отечественных дизайнеров, раньше обреченных навеки оставаться в тени масс-маркета, кризис оказался скорее удачей.

Нас станет еще меньше

За последние полгода в России снизилась рождаемость и увеличилась смертность – сразу на 5,2%. Председатель наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрий Крупнов прогнозирует, что если ситуация не изменится, к середине века население России составит около 80 млн человек, то есть сократится на 60 млн.

Кредит? Что это?

Сейчас россияне покупают в кредит в три раза меньше, чем два года назад. На каждые 100 рублей, потраченные на покупку непродовольственных товаров в 2013 году, 19 были взяты в кредит. В 2015 году только 7. В июле этого года россиян спросили об их отношению к кредитам, и более половины назвали их «долговой ямой», из которой трудно выбраться. Еще три года назад большинство считали кредиты нормальным способом для совершения крупных покупок и повышения качества жизни. О планах взять кредит в ближайшее время заявили только 12%, хотя три года назад подобные планы имели 26% опрошенных. По итогам первых пяти месяцев 2015 года банки сократили выдачу ипотеки на 33,45% по сравнению с прошлым годом.

Вместо «Работа не волк» говорим: «Я люблю свою работу!»

Несмотря на сравнительно небольшое количество официально зарегистрированных безработных, стремительно падает количество вакансий на рынке. Уже на 40% сократилось количество предложений в банковской сфере, а в среднем по рынку – на 8%. Количество соискателей растет, размер заработной платы падает или не индексируется.

Привычка парковаться перед магазином – в прошлом

Торговля в Москве разворачиваются в сторону пешеходов: доля свободных торговых помещений в центре Москвы выросла в 2,5 раза с конца прошлого года, но на пешеходных улицах приток клиентов только увеличился. Виной тому не только кризис, но и платные парковки, которые в условиях ухудшения качества жизни для многих стали излишеством, от которого можно отказаться.

Новый москвич выбирает лучшее жилье

Цены на жилье в Москве в июле достигли дна и продолжают снижаться. Поэтому сейчас самое время перебираться в большие и более удобно расположенные квартиры. По отношению к июлю прошлого года цены снизились на 32,6%. Обычно на рынке Москвы в продаже находится 130140 тысяч квартир, но этим летом их стало уже 220 тысяч, и в основном это – накопившееся предложение.

Крах выездного туризма пока не привел к бурному росту внутреннего

Общие траты среднего москвича на путешествия сократились на 1618%. Туроператоры утверждают, что от валютных колебаний страдает не только выездной туризм, но и внутренний – не то чтобы все поехали в Крым, как утверждают некоторые. Ожидается, что общее количество проданных путевок по итогам летнего сезона может оказаться на 2030% ниже прошлогодних. Сейчас доля выезжающих за границу россиян сократилась на 40%, а количество размещенных в гостиницах внутри страны увеличилось всего на 3,9%. Судя по всему, все остальные проводят отпуск в Москве. «И как здесь отдыхать?» спросите вы. Time Out пишет как раз об этом семь дней в неделю.