Москва
Москва
Петербург
Ханс Ульрих Обрист: «Важна роль игры как таковой»

Ханс Ульрих Обрист: «Важна роль игры как таковой»

О выставке «do it», которая проходит в «Гараже», вообще и о ее московских вариациях мы спросили Ханса Ульриха Обриста и московских кураторов Снежану Кръстеву и Анастасию Митюшину.

Подробнее о выставке читайте здесь

— Итак, вы беседовали с художниками Кристианом Болтански и Бертраном Лавье и решили, простите за тавтологию, сделать do it. Как вы это придумали, о чем говорили?

— Мы сидели в парижском кафе и рассуждали о том, как искусство существует во времени, как сделать его более открытым для зрителя, а публику превратить в участника. И подумали о том, что воссоздавать и отдельные объекты, и даже групповое шоу, выставку можно с помощью инструкций, возможно, даже какой-то книги. Как в музыке, в опере.

— То есть в современном искусстве идея важнее авторского воплощения — или этот проект переносит фокус на зрителя, на свободу трактовок, на то, что их может быть сколько угодно?

— Можно вспомнить слова знаменитого композитора Пьера Булеза, и я бы сказал, что это скорее привносит новую форму, ведь когда композитор исполняет много раз одно произведение, потом его исполняют другие, оно становится известным, и исполнитель тут никогда не вторичен. Do it прошла уже больше ста раз, в моей карьере это единственная выставка, которая никогда не останавливалась. Сейчас ее показывают одновременно в Штатах - в Солт-Лейк-Сити - и в Москве. Мы возили ее в Латинскую Америку, в Африку, показывали в Западной и в Восточной Европе, в Азии - много где. Я воспринимаю это как расширенные возможности в искусстве, которые можно предложить и авторам, и участникам. Каждое воплощение идеи - самостоятельное новое произведение. Вы правы, все дело в интерпретации. Хотя мы отнюдь не заявляем, что искусство должно быть только таким.

— Такая форма демократична — у интерпретатора полностью развязаны руки…

— Тут очень важна роль игры как таковой. Скажем, неоднократно участвовавшая в выставке Йоко Оно и другие художники писали инструкции — и тут речь о расширенном понимании искусства как такового, о разных правилах игры. Вы хорошо отметили роль зрителя, ведь не всегда можно однозначно понять заданные художником правила. В одном случае это четко прописанный рецепт, а в другом — общее описание, оставляющее простор для трактовок. Поэтому для меня такая выставка открывает новый диапазон для диалога и интерпретаций, которые всякий раз расширяются в пространстве показа. Московский вариант - наверное, самый масштабный из прежде показанных.

Анастасия Митюшина:

«Особенность московского варианта «do it»  в том, что выставка большая по выходу в сообщество — тут участвуют, например, Парк Горького, Крымская набережная, Музей Москвы, Парк искусств «Музеон», ММСИ, даже Пушкинский музей... Плюс у нас есть новая инструкция от Даниэля Бюрена (французский художник-концептуалист, известный своими полосатыми объектами — прим. ред.) — он уже участвовал прежде, но для московской выставки захотел создать что-то новое. По инструкции Бюрена мы разместили огромной ромб из белых полосок на ярко-красном фоне по всей длине стены выставочного зала. Иногда художники давали «инструкции» своих исторических работ, как, например,  Андрей Монастырский».

Снежана Кръстева:

«Есть другой пример — Константин Звездочетов дал две инструкции перформансов, которые он хотел сделать в 1982 году, но так и не сделал. И мы специально пригласили оформить пространство архитектора Андреаса Ангелидакиса, чтобы здесь выставка встретилась с перформативным событием. Для нас это очень важный момент».

ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация