Москва
Москва
Петербург
Писатель Джонатан Коу: «В Москве не курю из-за смога»

Писатель Джонатан Коу: «В Москве не курю из-за смога»

На презентацию своего нового романа «Круг замкнулся» приехал британский писатель Джонатан Коу.
На презентацию своего нового романа «Круг замкнулся» приехал британский писатель Джонатан Коу. «Круг» рассказывает историю друзей-героев через 20 лет после событий, произошедших в романе «Клуб ракалий». Но если первая книга была о молодых надеждах, то вторая получилась о разочарованиях взросления. C корреспондентом TimeOut Ниной Ивановой Коу встретился в ресторане гостиницы «Пекин».

«Зал без окон. Я как в тюрьме», — пожаловался писатель, когда его переводчица вышла покурить, и мы оказались за столиком вдвоем.
- Вы курите? — спросил Коу.
- Бросила, — ответила я.
- Я тоже бросил, пока нахожусь в Москве.
- Почему?
- Здесь такой смог — можно даже не курить.
- А как же знаменитый лондонский смог? — вдруг брякаю я, припоминая вызубренный перед поступлением в университет топик про город Лондон.
- Ну что вы, — отвечает Коу, — нет уже давно никакого смога. Он исчез, когда перестали в домах топить углем. Воздух чистый.

Тут возвращается переводчица, и мы начинаем официальное интервью.

Когда я, готовясь к встрече с вами, читала ваши интервью, вы произвели на меня впечатление человека очень спокойного и даже немного замкнутого. Это так?

Да, эта закрытость, наверное, и есть та причина, по которой я начал писать. Когда я хочу что-то сказать, то предпочитаю это делать, прикрывшись своими персонажами. Роман — своего рода заявление, очень сложное пространное заявление, в нем много оценок происходящего. Так что интервью и написание романа — антитезы друг друга.

Сейчас в России распространена идея, что успешному писателю мало писать книги — еще нужно встречаться с читателями, участвовать в различных дискуссиях и вообще быть публичным человеком. Так ли это в Британии?

В Англии такой подход существует уже лет 15-20. Я не могу сказать, что мне это нравится. У меня есть четкое ощущение, что книга ценна сама по себе. Она должна быть изолированным объектом, все это украшательство ей ни к чему. Но все мы в разной степени циничны, и если писатель хочет жить на свои гонорары, то он должен общаться с журналистами, давать интервью и делать все прочее, чтобы помогать промоутировать книгу.
С другой стороны, писательство — одинокая работа. Я иногда чувствую себя отрезанным от мира, так что в какой-то степени выход новой книги — это еще и повод встречаться с людьми, ездить в какие-то интересные места… Я бы, например, никогда не побывал в Москве, если бы меня не пригласило российское издательство. Эти бонусы весьма привлекательны и в отдельных случаях могут даже перевешивать процесс писательства.
Наконец, мои первые три книги, которые вышли в Великобритании, почти не имели читателей — их прочли всего несколько сотен человек. Я знаю, что такое издавать книги в тишину. Поэтому когда ко мне появился интерес у читателей и критиков, то появился и страх это все потерять. Не хотелось бы снова стать молчаливой фигурой.

А насколько публика прислушивается к тому, что ей говорит писатель в своих выступлениях?

Не знаю, как в России, но в Британии мнением писателя на какие-то экономические или политические темы не интересуются.

Ну, вы же в своих интервью периодически нападали на Тэтчер, говорили, что она дочь лавочника и это отразилось на ее взглядах на культуру, например…

Тэтчер не потому такая плохая, что она из семьи лавочника. Урон простым людям нанесло не это, а ее политика.

Но она при этом очень привлекательная фигура — красивая, умная, волевая женщина, которая выйдя из простой семьи, заняла высокий пост. Почему сейчас так принято ругать ее и никто не говорит о ее достоинствах?

Хороший вопрос. Дело в том, что если прислушиваться только к британским писателям, то у вас сложится не совсем верное представление о том, что думают о Тэтчер в Англии. Многие восхищаются ею именно по причинам, которые вы сейчас назвали.
Но хотя сама Тэтчер была сильной женщиной, она очень мало сделала для женщин. Она не подпускала других женщин к правительственным постам и решительно ничего не сделала для развития феминизма, даже враждебно к нему относилась.
В своих романах я никогда напрямую не выводил Тэтчер, хотя и критиковал тэтчеризм. Но удивительно, что до сих пор никто не написал ни романа, ни пьесы, ни рассказа, в которых Тэтчер была бы героиней. Я ее вижу героиней оперы, настолько у нее сильный характер и настолько он превосходит реальность.

Она как Медея в исполнении Каллас?

Точно. История ее падения, того, как ее предали ее соратники и как ее просто изгнали из кабинета, это, конечно, сюжет для греческой трагедии. Я не политический человек, но однажды мне довелось находиться в одном помещении с Тэтчер. От нее исходила невероятная энергия и сила. Всех к ней буквально притягивало. Нельзя не быть загипнотизированным этой мощью, которая исходит от этой женщины. Видимо, это и называют словом «харизма».

На русском языке только что вышел ваш роман «Круг замкнулся» — продолжение «Клуба ракалий». Известно, что поначалу вы задумывали 6 книг, но затем решили написать только 2. Почему отказались от первоначального замысла?

Мне хотелось прежде всего дать читателю творческое пространство, где этот промежуток в 4 тома и 20 лет можно домыслить. Как и в моем романе «Пока не выпал дождь», временные промежутки смешанные, между ними могут быть паузы в 6-7 лет или даже больше. У писателя с возрастом появляется представление о том, что время течет слишком быстро, и хочется его спрессовать и остановить.
Кроме того, этим промежутком, мне казалось, удастся ярче оттенить те перемены, которые произошли с персонажами и с ситуацией в Британии. Если ты живешь с одним человеком в течение двух десятилетий, то ведь можешь и не заметить, как он изменился, а когда встреча происходит через 20 лет, то эти перемены видны очень ярко.

16 февраля 2009,
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация