Москва
Москва
Петербург
«Выставки встретят людей в торговых центрах и парках»

«Выставки встретят людей в торговых центрах и парках»

Куратор Георгий Никич рассказал о проекте «Выставочные залы Москвы», который должен доставить настоящее искусство прямо «во двор».
Объясните по-простому, что такое ОВЗ и что за лозунг «децентрализация культуры»?

— Очень просто, объединение «Выставочные залы Москвы» — это парадоксальный инструмент децентрализации. Смотрите, в Москве больше двадцати пяти выставочных залов, история которых восходит к 80-м — началу 90-х годов. Кто об этом знает? Сейчас 19 из них становятся единой структурой. Группа, состоящая из маститых и молодых кураторов, начинает вместе с сотрудниками залов формировать новые планы.

Уже сейчас (когда непростой процесс объединения в разгаре) в нескольких залах — «На Песчаной», «Ходынка», «Замоскворечье», «Ростокино» — открылись осторожные малогабаритные стартовые проекты. Во-первых — «Люди на местах», затея Кати Изместьевой. Фотографы и журналисты ходили по округе и спрашивали людей, какое место в районе для них главное и почему, что с ним связано. Человек рассказывал, они шли на это самое место, находили там следующего человека и задавали ему такой же вопрос. Тот уже называл другое место и рассказывал свою историю. Так сложилась условная география окружающей местности с разными человеческими историями и очень хорошими фотографиями.

Во-вторых, любопытный проект Марии Ковалевской «Проблемы белых стен». Герои рассказывают, как и почему они приобрели первое произведение искусства в свою квартиру. Зрители могут рекомендовать начинающим коллекционерам произведения из подборки, которая представлена тут же… И, наконец, Владимир Архипов, художник и коллекционер, представляет выставку «Предмет удивления». Это собираемые им народные самодельные вещи (я их называю «вынужденный дизайн»), которые сопровождаются рассказами людей, их создавших. В каждом выставочном зале — один предмет и рассказ про него.

— Мы помним эти районные выставочные залы. Они сегодня выглядят очень архаично.

— Постепенно залы обновятся изнутри и снаружи. А сейчас мы провели конкурс, участники которого придумывали, какими могут стать окна и входы, как сделать «интерфейс» выставочных залов более дружелюбным. Ведь сейчас окна многих залов забраны решетками, а не слишком отремонтированные ступеньки ведут к черным железным дверям.

— Когда-то это публике не мешало. Многие известные галереи располагались в подвалах и крошечных закутках…

— Это правда, но это же вопрос времени, места расположения и публики. Люди, готовые воспринимать искусство, с удовольствием будут искать в центре тот самый подвал, у них свой, широкий культурный контекст. А большинство — это люди, которые каждый день ходят по двору и не знают, что у них там выставочный зал, или знают, но считают, что «это не мое» — этот пункт отсутствует в их привычном маршруте «дом – школа – магазин – работа – поликлиника». Такого посетителя надо увлекать и вовлекать. Поэтому будут меняться интерьеры, будет wi-fi и новый для выставочных залов стандарт комфорта, превращающий его в «третье место», чтобы человек мог просто прийти в зал посидеть, выпить чашку кофе и съесть экологичный бутерброд.

— Как люди будут узнавать о том, что происходит на местности?

— Есть еще один проект, исследовательский — «Округа. Культурный путеводитель». Тоже работающий на идею децентрализации культуры. Мы пытаемся сделать срез культурного процесса каждого округа — стационарный и событийный. В основе — карта, на которую наносятся постоянные источники «порождения культуры». Вот музеи и галереи с выставками, вот — библиотеки, которые работают с книгами и новыми активностями, вот — художественные и музыкальные школы, вот — памятник, вот — стена, расписанная граффитистами.

Помимо карты создается афиша с подборкой текущих событий по округам, затем появятся плакаты, листовки и, главное, разнообразные выставочные модули. Выставки будут выходить в город, встречать людей в оранжереях, торговых центрах, парках. И в проекте «Округа. Культурный путеводитель», и в работе с выставочными залами главным неумением людей культуры является тесная, многоуровневая и многообразная работа с теми, кто живет в соседних домах, кто проводит большую часть досуга в магазинах и не догадывается, что слова «творить» и «расти» — это почти что одно и то же.

— Работать так у нас пока мало кто умеет…

— Абсолютно так. Нет ни традиции, ни механизмов и больше снобизма, чем желания работать с «чужими». С интеллектуальной-то элитой куда проще. Собственно говоря, культуры для всех все равно не бывает. Наша функция — уплотнять культурное состояние среды. И давать людям возможность «прочитывать себя через культуру», как сказал философ Мераб Мамардашвили, и таким образом расти. То есть не обязательно ехать час в центр, чтобы оказаться свидетелем искусства. Можно стать участником культуры «здесь и сейчас». Это миссия номер один.

Фото Марка Боярского

Подробнее о проектах здесь
29 ноября 2013,
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ

Еще по теме

Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация