Ездим без вреда природе
Пересаживаемся на велосипеды и автомобили с дизельными двигателями.
Каждый день в Москве в 850 пробках стоит по 2000 машин, и вряд ли все застрявшие там люди думают, сколько углекислого и угарного газа выбрасывают в атмосферу их автомобили. Меж тем на низкой скорости выбросы в несколько раз больше, чем при движении в режиме 60–80 км/ч. Чтобы сократить карбоновый след, рекомендуют перемещаться общественным транспортом.
Но попробуйте поездить им в Москве — проще овладеть навыками телепортации. Да и природе это не поможет — автобусы и маршрутки куда менее экологичны, чем трамваи: это транспорт стран третьего мира. Когда без машины не обойтись, проложите маршрут в объезд пробок, это сократит выбросы.


«Дизельные двигатели вполовину экономичнее бензиновых».
Европейцы любят небольшие автомобили за экономичность и удобство парковки, и эти машины отравляют воздух меньше, чем мощные внедорожники.Дизельные двигатели вполовину экономичнее бензиновых. В Москве и Подмосковье уже можно найти дизель, соответствующий экостандарту евро 4. Но, как водится, 60% машин в нашей стране не соответствуют вообще никаким экостандартам. С дизелем сопоставим по экономичности электро-бензиновый гибрид. Можно сэкономить до 5 л на 100 км: в городе основная нагрузка ложится именно на электрическую часть двигателя. Для электромобилей в России пока нет инфраструктуры — может быть, появится к 2012-му или 2013 году, когда Михаил Прохоров обещает выпустить свой ё-мобиль (он будет стоить от 500 тысяч рублей, сделать предзаказ можно на сайте). Пока есть только одна заправочная станция на Садовнической, 36. Электромобиль можно зарядить и от обычной розетки с помощью устройства от General Electrics. Правда, заряжать еще нечего, продано не больше 50 машин. А тем временем по Лондону уже ездят знаменитые black cabs с электродвигателями.

Как уменьшить число пробок

В Лос-Анджелесе люди стараются не ездить на машине в одиночку, компанию для путешествий находят через объявления в СМИ. В Москве есть сервис doedemvmeste.ru: с приятным попутчиком — экономите деньги, проводите времят и не стоите в очереди на маршрутку. В Лондоне своя машина не нужна: в центр ехать на ней дорого, плюс по всему городу расставлены прокатные автомобили, которые вы можете открыть своей магнитной карточкой и оставить где угодно.

В Париже для движения общественного транспорта выделили специальные полосы. В Москве таксистов, отважившихся ехать по «выделенке», штрафуют, даже если у них есть спецмаркировка на номерах: им нужно сначала выплатить штраф, а после через суд добиваться его компенсации.

Электромобили и гибриды

В России официально продается один вид электромобилей: Mitsubishi i-MiEV. Он стоит 1,8 млн рублей, одного заряда батареи хватит на 150 км. Моделей с гибридными двигателями продается несколько больше (от Toyota Prius до Lexus LS 600h L), и самый дорогой из них стоит около 6 млн рублей.

Реймский трамвай

В Бордо и в Реймсе мимо памятников архитектуры спокойно катаются экологически чистые трамваи, которые в России считаются разрушительными для исторически ценных зданий. Трамвай почти бесшумен: компании-производителю Alstom пришлось даже сделать спецальную звуковую установку, чтобы люди все-таки могли слышать, что он идет. Передняя часть реймского трамвая напоминает, по мысли разработчиков, бокал шампанского.


Александр Шумский, руководитель Экспертного центра «Probok.net»:
«У нас хорошо работает природоохранный департамент, защищает каждый сантиметр газона. Хотя иногда логически понятно, что, если убрать эти 20 см газона, пробка уменьшится и экологии будет плюс по сравнению с тем, что там сейчас. Тем более что в Москве есть норма: если вы одно дерево срубаете, вы два должны посадить. Очевидно, что если разгрузить пробки, дышать станет легче. Машина — это в принципе грязная штука, а машина, которая стоит в пробке, грязнее в разы, потому что, трогаясь медленно с места, она выплескивает самое большое количество СО2, СО и СН. Воздух был бы чище, если бы не было пробок и если бы запретили въезжать в центр города грузовым машинам и тем автомобилям, которые не соответствуют стандартам евро 3 и евро 4».