Неделя под парусом | Главное | Time Out
Главное

Неделя под парусом

Александр Подолян-Лаврентьев   6 июля 2011
9 мин
Освоиться с яхтой не так дорого и сложно, как принято считать. А впечатлений — море.

На старт

Компанией из 8 человек мы прилетели в аэропорт хорватского города Сплит. Неподалеку от него, в маленькой марине острова Рогач, нас дожидалась заказанная заранее яхта. Это была Beneteau Cyclades 43.4, 14 метров длиной, 4,5 шириной. Яхта такого класса оптимальна для компании из 8 человек (четыре каюты: три с двуспальными местами, одна с кроватями друг над другом, как в купе). В Хорватии яхтинг популярен. Инфраструктура хорошо развита еще со времен социалистической Югославии: много оборудованных марин и чартерных яхт на любой вкус, размер и кошелек. А конкретно регион Средняя Долмация нам приглянулся красивой природой. Эти места называют страной тысячи островов, самые известные — Шолта, Брач, Хвар, Вис, Ластово, Корчула. В изрезанных скалистых берегах много уютных бухт, крошечных живописных деревень и старинных городов.

Выбор маршрута

Зайдите в марину города Трогир, чтобы прогуляться по набережной и съесть местную джамбо-пиццу диаметром не меньше метра. Обнесенный крепостной стеной с башнями центр города признан объектом всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь запрещено строить новые дома, только реставрировать старые. Процесс реставрации может напугать неискушенного туриста: рабочие, приставив лестницы к зданию XII–XIV веков, со всей мочи лупят его молотками, откалывая потемневший верхний слой известняка на стенах.

Еще одно место, куда нужно проложить курс обязательно, — остров Ластово, где раньше находилась военно-морская база. Во времена «холодной войны» здесь стояли советские корабли и подводные лодки, для которых в скалистых берегах прорубили и забетонировали глубокие стоянки. В горах можно найти остатки укрепрайона с пулеметными гнездами и бункерами. Здесь хорошая рыбалка и много рыбных ресторанов. Даже бросив якорь в дикой на вид бухте, на берегу натыкаешься на приличный семейный ресторан с блюдами из свежих морепродуктов, потрясающими солеными оливками и приличным домашним вином. Остров Вис мы включили в маршрут за фантастические белые пляжи — так они выглядели на фотографиях яхтсменов. Каково же было удивление, когда во всех диких живописных бухтах, куда мы заходили бросить якорь, те самые пляжи оказывались прямо-таки сложены из острых крупных обломков известняка. Зато лес вдоль побережья был приятен и живописен, а команда археологов неподалеку раскапывала любопытное древнеримское поселение.

Жизнь на яхте

Многие думают, что ходить под парусом могут только хорошо подготовленные люди. Это миф! Из всей нашей команды подготовленным был только капитан. Современные яхты, которые сдаются в чартер, хорошо оборудованы, так что при необходимости ими может управлять и один человек. Но смысла в этом нет. Яхта — не отель в открытом море. Самое интересное — освоить азы ее управления.

Пока в марине Рогач яхту готовили к выходу, наш друг и капитан Саша учил экипаж вязать узлы. С самого начала мы решили, что более тяжелая работа с парусами, якорем и швартовыми концами — для мальчиков. А кранцы — надутые баллоны-сосиски, висящие по бортам, чтобы не повредить стоящие рядом яхты, — будут привязывать девочки. Впрочем, позже и девушки с удовольствием крутили лебедки и тянули шкоты. Когда мы почувствовали, что способны заставить эту 14-метровую яхту водоизмещением 8 с лишним тонн подчиняться, вот это был кайф! По поводу морской болезни — парусную яхту средних размеров качает меньше, чем большой катер. А чтобы не укачивало, достаточно отвлечься — смотреть на горизонт или выполнять команды капитана, встать у руля. Заняться будет чем. Отдельного обслуживающего персонала на яхтах нет. Все своими руками. Капитан, даже если вы его наняли вместе с яхтой, еду не готовит. Ему и так забот хватает. Экипаж (то есть вы с друзьями) закупает продукты и организует питание на борту. Близ каждой марины в Хорватии есть напоминающие «Ашан» универмаги со всем необходимым. Затраты на покупку продуктов на неделю, заправку яхты водой и топливом, оплату стоянок в маринах и заход, например, в воды заповедников, как правило, не превышают 300 евро с человека. На яхте есть холодильник, газовая плита, посуда и столовые приборы. Причем готовить можно даже при сильной качке: плита подвешена на оси. Яхта качается, а плита всегда остается в горизонтальном положении.

Развлечения яхтсменов

Думаете, они там на яхтах только узлы завязывают и еду готовят? Ничего подобного. Вот вам три главных развлечения.

Залезть на мачту. На каждой яхте в рундуке или под полом в каюте есть набор инструментов и аварийного снаряжения. Это подобие альпинистской обвязки, с помощью которой поднимаются на верхушку мачты, чтобы отремонтировать установленное там оборудование или такелаж. Для развлечения сгодится. На один ремень садишься, другие обхватывают ноги и крепятся в замке. Вся эта конструкция вместе с вами привязывается к тросу, которым обычно поднимают парус — грот. С помощью лебедки вместо паруса на самый верх взмываете вы. Дух захватывает: потрясающий вид, звенящая от ветра мачта. Кстати, не выпускайте ее из объятий: если на палубе вы едва чувствовали качку, то, например, на высоте 15 метров будете болтаться из стороны в сторону с амплитудой метр-полтора. Ваши друзья, оставшиеся внизу, превратятся в маленьких человечков, а стоящие поблизости в бухте яхты станут еще красивее. Теперь вы знаете, как выглядит этот мир глазами так часто пролетавших мимо чаек.

Подержаться за конец и остаться без трусов. Швартовый конец — мощный трос, которым яхту «привязывают» к причалу. На ходу он лежит, аккуратно смотанный, без дела. Его крепят к яхте, а свободный конец бросают за корму — и кататься! Под парусами развлечься не удастся — ветер ведь не попросишь сбросить скорость, когда нужно. Так что убрать паруса! На яхте есть дизельный двигатель. Крепко хватайте трос и держите изо всех сил. Капитан будет постепенно добавлять хода. Поверьте, если вы удержитесь на скорости 7–8 узлов и не взмолитесь о пощаде, подняв вверх руку, то наверняка научитесь получать удовольствие от такого экзотического развлечения. Это вам не на «банане» вдоль пляжа кататься! Маленькая подсказка: попробуйте перевернуться на спину и выпрямиться. Набегающий поток воды, поднимаясь по вашей голове, образует над лицом большой пузырь воздуха — можно спокойно дышать, не боясь захлебнуться. На хорошей скорости с вас стащит и плавки, и купальник. Так что крепите все, что на вас есть, всеми возможными способами.

Устроить спонтанный поединок. Так устроены волны и ветер, что оптимальный курс для парусных судов, оказавшихся рядом, примерно один. Поэтому народ соревнуется в умениях управляться с ветром. Когда мы шли вдоль острова Брач, недалеко впереди заметили точно такую же, как наша, яхту. Только парус грот на этой Beneteau Cyclades 43.4 был синий, а у нас — белый. Это был честный поединок. Даже когда мы из-за нерасторопности и откровенного недостатка знаний и навыков не успевали по команде капитана «Поворот!» переставить паруса на другой борт, чтобы пойти другим галсом и набрать скорость перед безветренным участком, мы не включали двигатель. Смотрели на уныло «сдувшиеся» паруса, мотали на ус инструкции капитана и собирались с силами. Зато когда ветер снова подхватывал яхту и она набирала скорость, азарт разгорался с новой силой. На каждую следующую постановку парусов к повороту нам требовалось все меньше времени. Пару раз мы даже опередили соперников, но следом попали в «тень» от высокой горы. Синий парус успел набрать хорошую скорость и по инерции проскочил этот 200-метровый безветренный участок. Соперников мы увидели в марине. Мы только подходили и готовились к швартовке, а экипаж из шести трогательных седовласых французов в аккуратных шортах, поло и яхтенных туфлях, удивляя идеальной осанкой и бодрым шагом, направлялся в ресторан. Старички и старушки нас сделали!

Сколько стоит неделя на яхте?

Аренда, капитан, еда и прочее Забудьте о том, что яхта — это безумно дорого, а все яхтсмены — поголовно снобы. Как правило, яхта сдается в чартер понедельно, с субботы по субботу. В редких случаях делаются исключения. Стоимость аренды относительно новой (2–3 года) яхты, рассчитанной на 8 человек, в высокий сезон в Хорватии составит 4000–4500 евро. Чем яхта больше, тем она комфортабельнее. Поэтому имеет смысл собрать компанию побольше. Стоимость аренды 34-футовой 4-местной яхты — до 2000 евро Стоимость аренды 43-футовой 8-местной яхты — до 4000–4500 евро Стоимость аренды 50-футовой 10-местной яхты — около 5000–5500 евро В любом случае аренда практически любой яхты составит 500– 600 евро с человека.Чем больше яхта, тем она дороже, но и яхтсменов увезет больше. Плюс возвращаемый депозит, который при случае компенсирует мелкие повреждения и потери, — около 2000 евро. Естественно, все яхты страхуются, но покрываются убытки свыше этого депозита (примерно как с арендой автомобиля). Услуги шкипера — 700– 1000 евро за неделю. Местный шкипер всегда подскажет хорошие, проверенные рестораны, покажет интересные места. Продукты питания на яхте, заправки, стоянки — около 300 евро с человека. Средний счет за ужин с вином в прибрежных ресторанах — 18–30 евро с человека. Можно проложить маршрут до любого пункта, не возвращаясь в «домашнюю» марину. За это попросят сбор на перегон судна обратно — 400– 700 евро.

Инфо

В город Сплит (самый крупный в регионе Далмации и второй после Загреба) в Хорватии весь сезон летают чартерные рейсы «Аэрофлота», «Трансаэро», S7, «Ямала». Посмотреть доступные рейсы можно на сайте chartex.ru. Кроме того, в Сплит летают регулярные рейсы «Аэрофлота» и хорватских авиалиний. Цены: 16 000– 25 000 р. Из Сплита до марины на островах можно добраться на пароме (8–20 евро) или на спидботе (50–70 евро).

Одежда

Летом в Хорватии тепло, дожди бывают редко, но непромокаемую куртку и флисовую кофту стоит взять. Если яхта идет против ветра или слегка штормит, может пробрать до костей. Когда вы захотите, как я, поспать в парусе, вам они тоже пригодятся.

Обувь

Основное правило на яхте — обувь только со светлой нескользящей подошвой, не оставляющая следов на белой палубе. Туфли на каблуках категорически запрещены. И конечно, поднимаясь на палубу, «уличную» обувь принято снимать.