Синдром Карлсона | Город | Time Out

Синдром Карлсона

  10 сентября 2007
15 мин
Синдром Карлсона
Кто такие кидалты и как они меняют нашу жизнь.

Кидалты — кто они?
Им 30—35 лет, они вполне успешны в карьере, неплохо зарабатывают и занимают достаточно высокое социальное положение. Но при этом любят сказки, мультики, игрушки и ведут себя как дети. Отсюда и название — английское слово «кидалт»: сокращенное от kid (ребенок) + adult (взрослый).

Если вы встретили взрослого человека, чья кофточка напоминает детскую пижамку, — это кидалт. Если вы видите человека, который с горящими глазами показывает очередной не слишком необходимый, но с кучей функций и особенным дизайном гэджет — это кидалт. Если в «Детском мире» возле витрины с историческими солдатиками вы видите 30-летних мужчин, которые, листая увесистый том с картинками, обсуждают, как правильно раскрашивать эту армию и какой акрил подойдет лучше, — не спрашивайте, для ребенка какого возраста они так серьезно выбирают подарок.

Именно кидалты часами зависают на Google Maps, устраивают флешмобы и провокации в интернете. Среди тех,кто активно участвует в «фотожабах» — некоммерческих пародиях на рекламу или репортажи с политически значимых мероприятий, — довольно значительная часть не зеленые юнцы, а состоявшиеся профи. Среди блоггеров, которые с удовольствием пишут сказки (не для детей, для себя) или играют словами — тоже основная часть отнюдь не подростки. Когда в чате, посвященном компьютерной игре, видишь, что виртуальное оружие один игрок перекупает у другого, более удачливого, за кругленькую сумму реальных денег, становится понятно,что это не подростковое развлечение, а дело рук кидалта.

Альфа-доги и бета-кошки
В мужском мире доминирует статус. Что такое статус, каждый понимает по-своему. В понимании некоторых это— быть лидером или успешным магнатом. Чтобы тридцать тысяч одних курьеров, десяток телохранителей и лимузин. К этому прилагаются смокинг, благородные седины и начищенные до блеска туфли. А все остальные — только пыль под этими туфлями. Еще можно быть «скромным» супергероем. Вроде как никто не знает, а на самом деле ты — супергерой, мачо. Как Кларк Гейбл или персонаж Брюса Уиллиса, который вот уже в четвертый раз в одиночку спас мир. По сути, все они — и супергерои, и метросексуалы — относятся к категории мужчин группы «альфа». Но есть и другие. Им плевать на статус, на мнение малопонятной и абстрактной общественности. Они просто получают удовольствие от жизни. Им совершенно нет никакого дела до петушиных боев между самцами из группы «альфа». Они живут в собственном мире и ценят свою индивидуальность. Это мужчины группы «бета», к которым и относятся кидалты.

Если у мужчин группы «альфа» в 30—35 наступает кризис среднего возраста из-за осознания, что они не оказались все же первыми, то умужчин группы «бета» ничего подобного не происходит. Хотя бы потому,что им не надо ничего доказывать.

Люди «альфа» — семейные, их отношения с женщинами оформлены юридически. У большинства кидалтов семьи нет. У них — как у подростков — есть подружки, с которыми их связывают общие «заморочки» — любовь к определенным фильмам, игрушкам и музыке.

Возможно, кидалты — бывшие маленькие гении, которые в детстве принудительно много читали, принимали участие в олимпиадах ифестивалях,учили несколько языков, собирали свой первый компьютер. Им было не до игр. Они знали — надо учиться, чтобы достичь чего-то в жизни. Теперь, когда стремиться, в сущности, некуда, можно и поиграть.

Мультфильмы для взрослых
Психолог Эрик Берн в книге «Люди,которые играют в игры» писал о своего рода виртуальных футболках с надписями, которые красноречиво говорят о жизненных девизах и предпочтениях пациентов. Так вот, у кидалтов на майках дурацкие картинки — персонажи из мультфильмов и комиксов, например Гомер Симпсон, Кенни из «Южного парка» или Чебурашка.

В японской культуре такое явление называют словом kawaii. По легенде, оно родилось в Шибуя, центральном районе Токио и Мекке японской молодежи.Здесь располагается знаменитый 8-этажный торговый центр SHOP-109, где продаются одежда и аксессуары для подростков. Точно сказать, что значит слово kawaii, довольно сложно. Наиболее часто употребляемый перевод — «какая прелесть!». А если быть точными, то это «пушистый», «мягкий», «милашка» и «мусик-пусик» вместе взятые.

Из подростковой субкультуры «кавайность» на удивление быстро стала общенациональным явлением. Взрослые японцы неожиданно массово полюбили майки с покемонами и мультфильмы-сказки, где главными героями являются гэджеты. У них же большим спросом пользуются и небоевые роботы — например, знаменитая собака Sony Aibo. Японцы производят и покупают удивительные вещи, например, usb-пылесос для клавиатуры в виде утенка, детектор для определения присутствия привидений и таймер для лапши быстрого приготовления. Это далеко не детские игрушки, а назвать эти дорогие и технически навороченные штуки полезными гэджетами язык как-то не поворачивается.

Следом за японцами кавайными аксессуарами стали обзаводиться и мультикультурная Америка, и аристократическая Европа. Французы повально читают комиксы, знаменитые bande dessinеe, без которых не обходится даже библиотека Сорбонны. Чопорные англичане предлагают зонтики, часы,тостеры,сумки и даже галстуки с изображениями розовой кошачьей мордочки «Hello Kitty». Знаменитые модельеры производят одежду с детскими элементами, органайзеры с веселыми картинками, взрослые куклы ugly dolls и особый тип велосипедов — chopper, предназначенный только для небыстрой езды по асфальту. Это, по сути, конструктор, где можно заменять отдельные части, создавая уникальную и неповторимую модель. Такой байк есть, к примеру, у Луи Вюиттона. А в США в 2002 году настоящий бум вызвало появление моторизированных самокатов Segway.

Крошечные ситикары, которые должны были стать экономичными машинами, занимающими немного места на стоянке, оказались игрушками для кидалтов — и вот уже появляются далеко не дешевые модели, пользующиеся колоссальным спросом: Smart от Mercedes, Mini от BMW и Audi TT, который британский журнал для потребителей Which не раз причислял к самым ненадежным автомобилям. Да и на кого, как не на кидалтов, рассчитана реклама Citroen с танцующим трансформером?

Вообще реклама дорогих марок все больше апеллирует к кидалтам — в то время как слоганы, ориентированные на группу «альфа», остаются у пива в пластиковых бутылках. Солидные дома моды, как Christian Dior и Hermes, тоже нашли среди своих покупателей кидалтов — иначе кто бы покупал панамки с героями мультфильмов или галстуки с мелкими принтами «кавайных» зверьков?

Знаменитый дизайнер Карл Лагерфельд был настолько потрясен первым айподом— тогда еще пятигигабайтным, — что сделал специальную сумку для 12 айподов, чтобы носить с собой всю музыку, какая могла бы пригодиться. А сегодня в индустрию аксессуаров для айпода вовлечено огромное количество больших и маленьких компаний. Они даже выпускают для него динамики, совмещенные с держателем для туалетной бумаги, и айпод-подставку в виде поросенка, хвостик которого работает как ручка громкости. Аксессуары к айфону появились еще до его официального релиза. В наше время на все первыми реагируют маркетологи, и сейчас индустрия для кидалтов расцвела пышным цветом.

Кидалты женского рода
Вопреки расхожим представлениям, среди женщин тоже довольно много кидалтов. Во-первых, сегодня женщины осваивают новые технологии и работают на износ почти наравне с мужчинами. Желание отгородиться хотя бы на время от проблем, любовь к последним техническим новинкам, кроме стайлера и посудомоечной машины, а также нежелание стареть присущи им ничуть не меньше. К тому же далеко не все женщины видят семью и продолжение рода главной целью в жизни.

Если вы встретили женщину бальзаковского возраста, которая выглядит и одевается как подросток, в сумочке носит смартфон, айпод и ежедневник «Hello Kitty», а на руке — браслет из детской линии «Тиффани» или Bvlgari, — будьте уверены: перед вами кидалт.

Вообще у женщин гораздо больше возможностей выглядеть по-детски: к примеру, аксессуары из детских линий ювелирных домов или просто авторские игрушки, сумки от Louis Vuitton с развеселыми принтами или, в конце концов, гольфы, как у Пеппи Длинныйчулок, и разрисованные в наивной манере джинсы.

Кидалты — новое поколение лузеров?
Не надо путать кидалтов с неудачниками и инфантилами. Прежде всего, кидалт — не лузер, который сидит перед компьютером, заваленный пустыми банками из-под пива, и режется в игры. Индустрия для кидалтов рассчитана на людей с неплохим доходом — лузерам она недоступна.

Инфантил — человек, по большей части не отвечающий за свои поступки, с детской логикой во всем. Инфантил — это Форрест Гамп, к примеру. Очень часто инфантильные люди бывают в чем-то талантливы, но они не умеют сами — без посторонней помощи или подарка судьбы — сделать так, чтобы их работа имела коммерческий успех.Совсем другое дело — кидалты.

То есть инфантил — ребенок всегда,а кидалт — время от времени. В современном мире с его холодным расчетом и огромным количеством негативной информации иногда приятно после работы надеть плюшевые тапочки с зайцами, смотреть не криминальные новости, а мультики и думать не о проблемах реальной политики и горячих точках, а просто стрелять в вымышленных монстров на экране компьютера. Кроме того, кидалт очень четко понимает цену своим словам и поступкам. Он не берет на себя лишних обязательств — тех, которые не может или не хочет выполнять.

Считается, что кидалты не хотят иметь детей. Это справедливо лишь отчасти — они не любят нести ответственность, прекрасно отдавая себе отчет в серьезности этого шага и в том, как это может изменить их жизнь. Хотя подросшие дети — это лучшая компания для кидалта. Гораздо больше кидалты боятся официального брака и создания семьи. Им кажется, что большинство женщин видят свою главную цель и задачу в том, чтобы манипулировать мужчинами, ограничивая их свободу. Да и вряд ли они позволят растрачивать семейный бюджет на бесполезную, с их точки зрения, ерунду.

Московские кидалты
О том,что Москва стремительно догоняет остальной мир по количеству кидалтов, говорит успешность брендов, которые на них ориентированы. Например, сеть магазинов необычных подарков Le Futur.Этот магазин поможет, если нужно что-то подарить кидалту. Все нужные гэджеты у него, как правило, уже есть — он покупает игрушку немедленно, как только понимает, что она ему нужна.А ролики с ручным тормозом, пылесос с дистанционным управлением или паровая настольная мини-дрезина его явно обрадуют. Еще подарки для кидалтов можно найти на сайте Артемия Лебедева: клавиатура с цветным дисплеем в каждой кнопке (43 990 р.), ластик с надписью delete (300 р.) и пепельница «в форме диалога», напоминающая иконку из ichat (380 р.).

Это не самые дешевые бренды — а значит, и рассчитаны они не на неудачников, как может показаться на первый взгляд. Это значит, что и у нас респектабельные люди начали отказываться от эстетики Чикаго 30-х годов и тоже впали в детство.

Наиболее четко себя позиционирует как спецресурс для кидалтов телеканал «2х2». Большинство мультфильмов, которые он транслирует, — для взрослых мальчиков. Это страшные сказки и недобрые комиксы. Здесь черный юмор соседствует с абстрактной логикой, но уровень аллюзий и плотность цитирования настойчиво отсылают зрителей к постмодерну.Поклонники «Южного парка» и «Поллитровой мыши» наконец нашли канал без политики, светских сплетен и криминала. Здесь, правда, тоже достаточно насилия — но оно нарочито ненастоящее. Рейтинги телеканала, которые обошли «Муз-ТВ» и MTV, говорят о том, что кидалтов в нашей стране становится все больше.

Кидалт очень напоминает сказочного героя Карлсона, который любил не пиво, еду и секс на скорую руку, а варенье, печенье и детские розыгрыши. Хотя, даже в Стокгольме, человек с душой ребенка, живущий на крыше, все равно рано или поздно становится — хотя бы внешне — в меру упитанным мужчиной в полном расцвете сил. Кто-то находит, что он выглядит смешно? Но престарелые андрогины, вышедшие в тираж мачо и метросексуалы пенсионного возраста — тоже не самое приятное зрелище.

Старости боятся, пожалуй, все. Но все спасаются от нее по-разному: одни— при помощи стволовых клеток и пластических операций, другие — бегом от инфаркта, а третьи просто остаются детьми навсегда.


Наталья Вашко
генеральный директор телеканала «2х2»

Вы позиционируете свой канал как канал для кидалтов. Кто такие, повашему мнению, кидалты? Какие они?

Мы их видели! Когда на Московском кинофестивале была ночь анимации, к нам пришло много народу. Но еще до того, как они вошли в зал, было точно понятно, где наши, а где не наши. Наши — без областных эффектов. Нет этих закатанных джинсов, стразов… Если говорить об их стиле, то это скорее антигламур. Мне не показалось, что все кидалты как-то безумно богаты, просто у них другая схема, на что тратить деньги. Они не копят на квартиры — они живут сегодня. Им не надо решать проблемы прописки — они вообще не решают проблем. Я думаю, что они отличаются не по социальному статусу, а по идеологии. Они не хотят катиться по накатанным рельсам. У нас ведь так живет большинство, а кидалты выбирают свой путь. Я вот только боюсь, каким будет следующее поколение, во что это выльется, — обычно на смену поколению хиппи, к примеру, приходит поколение яппи…

Говорят, что кидалты сами как дети, особен- но мальчики, поэтому своих детей они иметь не хотят — это так?

Мальчики-кидалты хотят детей. Они боятся не детей, а девочек, которые ухватят их и начнут прессовать. Они хотят детей даже зачастую больше, чем девочки, но вот семья как институт регулируемых обязательств…
Вообще это все противники кидалтов придумали. Потому что в чем их можно обвинить? Они успешны, у них всегда есть деньги на игрушки. А-а, вот они детей не рожают!

А вы сами — кидалт?

Думаю, да. Надеюсь, что я ответственный человек, при этом у меня три телефона, хотя хватило бы одного. И очень много украшений: кольцо с кукольным глазиком, браслет из розовых шариков, украшения из Парижа привезла — с двумя мишками… Это была заколка, но я ее сняла и на шнурок повесила. И с обычными игрушками все в порядке — вот летучая мышь плюшевая висит. Хотя на обычные детские мультфильмы я с дочкой не хожу, их она с папой смотрит, вот разве что «Pататуй» мне очень понравился.

Когда вы решили выпускать канал для кидалтов, думали ли отом, что они не будут смотреть телевизор?

Это ошибочное мнение, что кидалты не смотрят телевизор, что они, к примеру, только катаются на байках, пьют водку и смотрят артхаус. Это не так. Они бывают дома — значит, у них есть возможность смотреть телевизор. Но на современном телевидении цена ошибки очень велика, поэтому проще повторить что-то уже успешное. Или делать то, что «пипл хавает». Это когда продюсер говорит: знаешь, я это сам не смотрю, но что поделаешь — рейтинги, мы не можем выпустить ничего другого. Мне вот нравится наш канал, хотя я телевизор в основном не смотрю…

Известные кидалты

Сергей Шнуров (Шнур) Выпускник спецшколы, заигравшийся в «гегемона», любит ругаться матом и шокировать публику. Замечен катающимся на санках в Куршевеле и на трехколесном растабайке — на Дворцовой площади.

Джордж Буш-младший Президент США, известный своими непосредственными высказываниями — бушизмами. Например, из всех разработок Google он слышал только о Google Maps. Единственный человек, свалившийся с самоката Segway.

Хаяо Миядзаки Великий мультипликатор («Унесенные призраками», «Волчья принцесса») снимает фильмы для взрослых, главные герои которых — дети. В его мультфильмах присутствуют самые фантастические гэджеты.

Антон Носик Популярный блоггер и легенда «Живого журнала». Ходит в желтой кофте и носит за собой целый чемодан гэджетов, которые позволяют ему оставаться в интернете всегда и везде.

Известные кидалты

Евгений Чичваркин Продавец айподов, будущий продавец айфонов. Знает о гэджетах все. Носит шокирующие карнавальные костюмы, например, рубашечку в стиле сказочного Иванушки может сочетать с плюшевой сумкой с зооморфными признаками. Обладатель рогатки с упором и визитки с трубадуром.

Селин Дион Кто бы мог подумать, что исполнительница песни «My Heart Will Go On», заглавного хита «Титаника», под которую плакали миллионы девушек, тоже кидалт. Канадская певица собрала огромную коллекцию усыпанных драгоценными камушками собачек, колясочек и туфелек от Aaron Bacha.

Мишель Гондри Автор клипов для группы Radiohead и Бьорк. Признается, что его любимым режиссером является Юрий Норштейн, а персонажем — Ежик в тумане. Герой его последнего фильма «Наука сна» — инфантил, наивный художник и изобретатель бесполезных устройств, обожающий игрушки и девушку, которая их делает.

10 предметов, которые обрадуют кидалта

1. iPhone Это тотемный предмет, иофициально его купить можно только за океаном (4Gb — 499 долл.; 8Gb— 599долл.). В России он абсолютно бесполезен, но не менее популярен (8Gb — 56 848 р.).

2. Трицикл Трехколесный велик для взрослых. Еще его называют трайк. Любой кидалт будет страшно рад получить в подарок растабайк, особенно трехколесный (10 990 р., предварительный заказ).

3. Сумка, или фоторюкзак Crumpler Яркая сумка со смешным человечком на логотипе идеально подходит для ноутбука, фотоаппарата ипочти неограниченного количества гэджетов (от 45 долл.).

4. Башмачок Baby James Самая популярная модель Дома Aaron Bacha, чья специализация — драгоценные подвески в форме собачек, гоночных машинок или этих самых башмачков (от 1300 долл.).

5. Куртка с солнечной батареей На спине — чтобы можно было заряжать гэджеты в любой обстановке. Куртка также оснащена карманом для плеера испециальной тряпочкой для протирки очков (от 10 000 р.).

10 предметов, которые обрадуют кидалта

6. Футболка С Гомером Симпсоном или надписью «Они убили Кенни», тапочки с Че Геварой. Такую вещь проще всего найти в интернете. www.footbolka.ru (495 р.).

7. Аппарат для приготовления попкорна Необходим обладателям домашних кинотеатров для просмотра любимых мультфильмов (5740 р.).

8. Игрушки Ugly Dolls Страшные зайцы и вообще что-то малопонятное. Незамысловатые игрушки для взрослых, которые обязательно вызовут умиление у кидалта (от 10 долл.).

9. Ниндзя-шуз Нереально популярная обувь среди кидалтов — сапоги, в которых можно залезть на дерево или забор и бесшумно передвигаться (2999 р.).

10. Джедайский меч Меч точно воспроизводит звуковые эффекты, знакомые с детства каждому, кто может отличить настоящего джедая от юного падавана (от 5000 р.).