Москва
Москва
Петербург
15 принципов дизайна

15 принципов дизайна

Перед началом «Дизайн-Акта» Time Out выяснил состояние дел в современном дизайне.
Игорь Шулинский, организатор фестиваля «Дизайн-Акт»: Я уже четвертый год занимаюсь «Дизайн-Актом». На территории «Винзавода» мы устраиваем масштабное событие: выставки, рынок, лекции, семинары, кинопоказы, а также массовые народные гуляния с музыкально-визуальным сопровождением. И каждый раз я сталкиваюсь с некоторым недопониманием. Я уж не говорю о представителях властей, но даже многие журналисты и некоторые мои приятели, вполне интеллигентные люди, спрашивают: «Про что этот ваш “Дизайн-Акт”? Про одежду?». И я их хорошо понимаю. Наверное, не существует более дурацкого и непонятного слова, чем «дизайн». Каждый тут понимает то, что хочет. В сферу дизайна входят одежда, автомобили, корабли, мебель, осветительные приборы…

Длинноногая почти блондинка говорит своему кавалеру в мебельном магазине: «Миша, я не хочу ту дверь, мне не нравится дизайн». Для нее дизайн — это «как выглядит предмет». И это, без сомнения, правильно. Для владельца же магазина интерьеров дизайн — это композиция предметов, а также внутреннее качество изделия. Он протягивает мне два отреза для гардин, с виду абсолютно одинаковых: «Посмотрите, какой дизайн ткани!» — он с нежностью поглаживает лоскут. И это тоже верно. А для его партнера Джованни из Перуджи, владельца транспортной компании, дизайн — про то, как правильно упаковать предметы, чтобы они без потерь и ненужных издержек добрались до Москвы. То есть дизайн — это еще и практичный способ доставки. Я мог бы привести еще несколько примеров различных толкований слова «дизайн». Ограничусь своим. Для меня дизайн — это резиновая пробка в ванне, удобная каучуковая пепельница на кухне, которую удобно чистить, маленькие маникюрные ножницы и примитивная ручка BIC, которую я все время верчу в руках. Для меня дизайн — это способ проживания, максимальное ускорение желаний. Притом что я никогда об этом не думаю. Мой дизайн — когда все само собой.

Фестиваль «Дизайн-Акт» — это еще одна попытка познакомить именно с этим толкованием, не отрицая при этом всех других. Мы ждем всех гостей на «Винзаводе» с 31 августа по 7 сентября. Еще рекомендую посмотреть фильм «Воплощение» («Objectified»), он есть в русском переводе на многих форумах. На мой взгляд, это лучшая на сегодняшний день трактовка дизайна. И обратите внимание, что наш дальнейший текст сделан в форме некоторого ликбеза, что нетипично для стиля Time Out, но многослойность понятия «дизайн» заставила нас сделать это. Вы не обижаетесь?


1. Дизайн — это не просто, а очень просто Нет более простых и понятных вещей, чем стул, вилка, шариковая ручка или бельевая прищепка. Их история насчитывает века, а форма неразрывно связана с функцией. Любой предмет самой неопределенной конструкции, на котором только сидеть и получится, опознается нами как стул. А дальше — бесчисленное множество вариаций. Некоторые из них — дизайнерски прекрасны, но ни один из них не может сравниться с самым первым примитивным стулом. Так появилось одно из главных правил дизайна: «функция определяет форму».
И тот, кому удается следовать ему, становится иконой дизайна. Так случилось с господином Марселем Биком, который, собственно говоря, и придумал в 1950 году ручку BIC. Самая продаваемая ручка в мире Bic Cristal так никогда и не изменила своего дизайна, потому что он — идеален. Эта ручка включена в постоянную экспозицию музея современного искусства MoMA в Нью-Йорке.


2. Дизайн — это всегда изобретения Большое или маленькое — неважно. В недалеком прошлом компания Nokia никак не могла победить неубиваемые телефоны Ericsson. Аппараты Nokia часто ломались, не ловили сеть в подвалах. И вдруг Nokia выпустила телефон с функцией СМС-сообщений. Конкуренты были повержены. Согласились бы вы сейчас на телефон без СМС? Или возьмем, например, обычный офисный стул с регулируемой спинкой. Другой ведь и представить себе невозможно. Подвижный фиксатор между сиденьем и спинкой придумали Чарльз и Рэй Имз еще в 1950-е годы. Ну не получались у них стулья из цельного листа фанеры, пришлось спинку крепить отдельно. Кстати, они же первыми стали пристегивать мебельные чехлы на молнию, а не на гвозди. Авторское кресло супругов Имз Lounge Chair до сих пор выпускает компания Vitra.


3. Дизайн зависит от технологий А технологии — это не всегда хорошо. Еще поэт Осип Мандельштам с тоской вспоминал, что предметный мир античности куда более красивый и изящный, чем нынешний (имелись в виду 30-е годы ХХ века).
Взгляните на автомобили 1950-х. Это же чудо! А потом вспомните, как выглядели автомобили в 1990-е годы. Угловатые и неказистые, первая проба компьютерной графики. Современные машины — результат перехода 3D-графики на новый уровень. Вот и стулья у нас по-прежнему были бы прямыми и квадратными, если бы Михаэль Тонет не изобрел в 1842 году технологию изготовления мебели из гнутой древесины. Эта дата войдет в историю появлением венского стула. Именно эта технология сделала стулья дешевыми и доступными. Отсюда вывод: прорыв в дизайне начинается с революции в технологиях. А слабый дизайн — тоже порой следствие той же самой революции.

4. Дизайн — это решение проблем Задачи могут быть совершенно разными — создать экологичную зубную щетку по цене в 1 доллар, придумать садовые ножницы, от которых не устают руки, или сделать машину, которая не станет провоцировать водителя нарушать скоростной режим. По сути, это то же изобретательство, но только с некоторых пор к нему стали применять термин «дизайн».
История гласит, что страховой агент Льюис Эдсон Ватерман однажды упустил сделку из-за протекшей ручки. Итог разбитых надежд — авторучка The Regular, запатентованная Ватерманом в 1884 году. Примерно теми же проблемами была забита голова канцелярского магната Джорджа Паркера: во время Первой мировой войны именно его ручками Trench Pen пользовались солдаты. Важно было, чтобы ручки не только не протекали, но и не высыхали. В итоге Паркер ввел в производство литую гильзу и чернильные шарики — сухие чернила, которые разбавлялись водой по необходимости.


5. Дизайн — это отношения И это не пустые слова. Не только об одной лишь красоте приходится думать современному дизайнеру, но и о месте предмета в окружающем его мире: производство, сборка, хранение, транспортировка, размещение на полках, утилизация — вот неполный перечень задач, над которыми должен задумываться дизайнер. Кстати, мебель Ikea по праву можно считать дизайнерской — она выполняет эти задачи минимум на 9 баллов из 10.
Или, например, в 1933 году великий Альвар Аалто создал «Табурет 60». Дешевый, экологичный и компактный: стопку из шести стульев можно незаметно поставить в углу кухни. Реплика этого табурета сейчас производится компанией Ikea и называется «Frosta».


6. Дизайн должен продавать А как же иначе? Мы хотим покупать, покупать и снова покупать. А предприимчивые голландцы Job Studio или Kiki van Eijk & Joost берут старые, всем привычные предметы, чуть-чуть меняют качество и функциональность, при этом часто переводя товар из одной ценовой категории в другую. Кто из вас может представить гигантские подсвечники или грильницы из драгметаллов за десятки и сотни тысяч долларов? Ребята — могут, а мы — покупаем.

7. Дизайн экономит деньги Дизайнеры часто занимаются оптимизацией процесса, который делает продукт лучше, быстрее и дешевле. Например, эталонные уже пакеты молока были созданы Tetra Pak именно ради экономии материала и места на складе.


8. Дизайн = комфорт Оглянитесь вокруг: как много у вас дома стульев, на которых по-настоящему удобно сидеть? Каждый день в мире выпускаются адские тысячи новых предметов, но мы почему-то готовы мириться с их несовершенством. А ведь то, как мы будем взаимодействовать с объектом, — одна из главных статей промышленного дизайна. Автором этой, казалось бы, очевидной мысли считают дизайнера Джона Хаттона. До него принципы эргономики применялись лишь в офисных пространствах. А он взял да и просветил себя рентгеновскими лучами в домашнем кресле. И сделал кресло по собственным лекалам: высокая спинка отвечает за удобство шеи, правильный угол наклона — за работу легких, длинные подлокотники — за легкость и элегантность движений при подъеме. При этом все нововведения ни сколько не изменили сам облик кресла — Хаттон по-прежнему работает с классическими и простыми формами. Казалось бы — целая революция! Но она не случится, пока мы сами не взбунтуемся.


9. Дизайн — это нае…ка  В 1980 годы никто и знать ничего не хотел о пластиковой мебели. Она стояла в дешевых кафе и в садах, а продавалась и вовсе на вес. Для того чтобы продавать пластиковые стулья еще никому тогда не известного Филиппа Старка, Kartell изменили технологию производства. Никто не должен был догадаться, из чего сделана их мебель: в пластик добавляли тальк, получая на выходе странный матовый материал. Двадцать лет назад применить пластик в интерьере было сродни скандалу, а теперь стулом Ghost Louis не удивишь даже в самом дорогом ресторане. Дизайнеры над нами хохочут, а мы платим бешеные деньги.

10. Дизайн должен быть озорным Прошлой осенью был запущен социальный проект .
Посыл прост: мы делаем лишь то, что доставляет нам удовольствие. В городском парке установили «самую глубокую в мире урну». Эта урна была оснащена датчиком движения и звуковыми динамиками. Как только в нее попадал мусор, она издавала звук падающего в бездну объекта, будто это и не урна вовсе, а глубокий колодец. Люди буквально рыскали по парку в поисках бутылок и бумажек, лишь бы еще раз услышать этот звук и удивиться. За день такая урна собрала мусора в два раза больше, чем обычная.


11. Дизайн — это индивидуальность Современные промышленные дизайнеры мечтают продавать свои творения миллионными тиражами. Однако не все. В 1960-е годы появилось направление со смешным названием «антидизайн». Главное — не массовость, а десять — сто вещей. Покупатель становится хозяином пронумерованного объекта. Это напоминает покупку фотографий Хельмута Ньютона или Аведона, печать которых всегда ограниченна. На выставку «Дизайн-Акт» приезжает группа из Японии «1%». Они делают вазы, светильники и такие необходимые в хозяйстве вещи, как… вантузы. Тираж каждого изделия всегда 100 экземпляров. Это концепция.


12. Дизайн — это часть моды В промышленном дизайне есть свои тенденции, как в фэшн-индустрии или в графическом дизайне. Только в предметном дизайне они не такие истеричные и легкосменяющиеся. Ведь от самой идеи до ее внедрения в массовые технологии проходит как минимум года два. Поэтому тренды в предметном дизайне живут чуть дольше, чем в других областях. Сначала ручки у столовых приборов были короткими и круглыми. Потом в моду вошли жабо, и ручки выросли, как нос у Буратино. Жабо устарели, и производители снова подрезали ручки до минимума — экономили серебро. А потом вспомнили, что модно было есть тремя пальцами, и превратили круглые ручки в плоские — так удобнее.

13. Дизайн должен быть функциональным До XVIII века у привычной нам вилки было всего два зубца — для накалывания мяса. Такая вилка была не особо популярна, во многом благодаря стараниям церкви — уж больно напоминали зубцы дьявольские вилы. Но смелые умы не стоят на месте, и однажды кто-то справедливо заметил, что еду вилкой можно еще и зачерпывать. Так появились третий и четвертый зубцы. Чуть позже немецкие гурманы усовершенствовали конструкцию, сделав зубья слегка изогнутыми. Сейчас принцип эргономики в вилках реализован до предела: английская компании Robert Welch так гордится всем, что создают ее дизайнеры, что патентует внешний вид всех своих столовых приборов. В их серии Sea Drift Hollow Handle ручки ножей и ложек изогнуты в левую сторону, а вилок — в правую.


14. Дизайн спасает мир Только ленивый уже не вспомнил о том, что мы на пороге экологической катастрофы. Поэтому нам важно знать, насколько продукт безопасен и экологичен и возможно ли его утилизировать. Очень верную мысль высказал Карим Рашид в фильме «Objectified». Мы каждый день хотим новизны и, хотя могли бы все еще пользоваться своим первым мобильным телефоном, уже успели сменить таких пять. Поэтому все, чей срок жизни не превышает года, должно быть полностью утилизировано. Так, испанец Оскар Диас придумал вырезать столовые приборы из пластиковых бутылок от газировки. Он покрывает их медью и металлической краской. Так как приборы вырезаются вручную из разных по форме бутылок — двух одинаковых в мире нет. Дизайн-бюро Ideo однажды предложило проект, по которому зубным щеткам вовсе не нужна полная утилизация. Ведь замене подлежит только щетина, а ручку, например, можно делать хоть из серебра. Еще один пример внимания к экологии — ирония над ней. На нынешний «Дизайн-Акт» привезут столовые приборы Владимира Рачева. Они похожи на садовые инструменты — как напоминание о том, что вся наша еда выращена в искусственных условиях.


15. Дизайн — это будущее Хорошие промышленные дизайнеры — великие комбинаторы. Все созданное ими однажды — это коктейль из придуманного ранее. Сколько прекрасных вещей было создано в 1960-е годы — годы романтики, полетов в космос и высадки на Луну. Мир бешеными темпами двигался в будущее, и это не могло не отразиться на дизайне. Почти все, созданное в те годы Дитером Рамсом для компании Braun, нашло свое отражение в современном дизайне Apple. Наше будущее настало уже тогда. Промышленные дизайнеры — это такие писатели-фантасты от повседневности. Именно дизайнер автомобиля знает, что нас ждет через 20 лет, потому что он сейчас уже живет тем временем и проектирует машины будущего. Он как Жюль Верн, из 108 идей которого в итоге было реализовано 99.

20 августа 2010,
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ

Еще по теме

Дизайн-акт: топ 10

Дизайн-акт: топ 10

Time Out выбрал десять объектов, событий и персонажей фестиваля «Дизайн-Акт», которые никак нельзя пропустить.
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация