"Я панк, но в душе". Интервью с Александром Васильевым | Музыка и клубы | Time Out
Музыка и клубы

«Я панк, но в душе». Интервью с Александром Васильевым

  19 февраля 2007
5 мин
«Я панк, но в душе». Интервью с Александром Васильевым
23 февраля одна из лучших русских рок-групп «Сплин» презентует новый альбом «Раздвоение личности» в «Лужниках». Обсуждая с Time Out новую пластинку, лидер группы Александр Васильев размышлял о том, как за последние годы эволюционировали мир, русский язык и он сам.

В 2004-м «Сплин» выпустил «Реверсивную хронику событий„. Нового альбома ждали три года. Что ты делал все это время?

После „Хроники“ я полгода курил, ничего не писал. А летом 2005-го пошли песни. „Маяк“, „3007-й“… И так, пока двадцать не набралось. Три выбросили — альбом готов.

Песню „Маяк“ ты написал на стихотворение Маяковского „Лиличка!“. Ты когда его впервые прочитал?

В школе. А на экзамене читал “Вам, проживающим за оргией оргию„. Потому что там есть слово „бл…дей“. И мне это нравилось!

А учителям нравилось, когда ты произносил слово „бл…дей“?

Понимаешь, в книге было троеточие… И я тоже делал паузы: все же по книге. Я революционер — но не перед директрисой и людьми из РОНО. Я панк, но в душе.

А почему сейчас ты вспомнил о „Лиличке!“?

Залезаю в Сеть и вижу, что Андрей Тропилло (петербургский продюсер и звукорежиссер.- Прим. Time Out) выпускает сборник песен на стихи Маяковского. Играют питерские группы. Альбом выходит. И я думаю: с…ки, чего же они нас не позвали…

А кого позвали?

Ни одного известного имени! И я стал думать: если б меня позвали, на какое стихотворение я бы написал песню?.. Понятно, что на „Лиличку!“. Залез в Сеть, скачал текст, положил перед собой. И вдруг врубаюсь, что уменя есть инструменталка, на которую это можно реально читать. И я начал читать под свои аккорды: совпало все один в один! Просто мистика. Я сижу и думаю: ни фига себе, песня нарисовалась из ничего. Правда, пришлось раз пятьдесят спеть, чтобы запомнить эту галиматью. Особенно меня бесит строчка „отчаяньем иссечась“…

Так прямо и бесит?

Фу-у-у…Ну это нормальный литературный провал для большого поэта, обусловленный тем, что ему было лет двадцать.

Почему ты назвал песню “Прочь из моей головы„ вариантом „Маяка“?

Так она о том же самом! „Маяк“ — достаточно сопливое произведение. Те же вещи можно сказать пожестче, потому что, в конце концов, уже начало XXI века. У Маяковского (кривляется): “Дай хоть последней нежностью…„ Здесь — “fuck off, все„. Просто за эти 90 лет изменился язык. Изменилось отношение к жизни и к женщине.

О последнем изменении можно поподробнее?

Женщина стала на ступеньку выше. Обзавелась мобильным телефоном. Начала устраивать пресс-конференции.

А что с отношением к ней мужчины: из-за пресс-конференций она ему меньше нравится?

Лично я все принимаю как есть. Это нормальный процесс. В нашем мире обстоятельства все время меняются. И у тебя не может быть четкой позиции по определенным вопросам. Потому что вопрос все время меняется, как и твое отношение к нему. Невозможно ни подстроиться, ни прийти к каким-то выводам. Апгрейд идет ежедневный. Раньше у людей не было такого информационного потока, и, соответственно, у них были более устойчивые взгляды на жизнь.

Это не ведет к тому, что все запутываются?

Иногда. Но это — эволюция. От нее не деться никуда. Все будет только быстрее.

Тогда у людей в головах наступит полный бардак!

Люди — живучие гады. Приспособятся. Их дети уже чувствуют себя отлично. Они родились в этом информационном потоке.

А как ты относишься к тому, что на измененном языке говорят писатели и поэты?

Понимаю, о чем ты. Но такие процессы —
нормальны. Язык обновляется.

А ты не борешься с собой, чтобы не вставлять эти новые словечки?

Теперь, кстати, борюсь. Раньше — нет. Они веселили, забавляли. А сейчас борюсь — но только для того, чтобы не повторяться. Я ради интереса иногда читаю финансовую часть газеты „Ведомости“. Вот где лексика! Я обожаю ее. Это такой кайф! Мы даже иногда прикалываемся и начинаем на таком языке разговаривать друг с другом… Лексическая игра — это здорово. Вот группа „Кровосток“, к примеру, использовала бандитскую лексику: люди погрузились в нее, и получилось супер.

Почему альбом назван „Раздвоение личности“?

Словосочетание великолепное. Я могу, конечно, подогнать, что у меня вот эти песни — лирика, а эти — жесткач… У Саши Соколова в книге „Школа для дураков“ все идеально описано: внутри одного мальчика два голоса, и они то спорят, то мирятся… А вокруг такие козлы, кроме Учителя.

Это самый жесткий альбом „Сплина“. Откуда такое настроение?

Появился барабанщик Леша Мещеряков. От него супердрайв идет. А когда у тебя рядом такой человек, тебя это заводит, ты начинаешь фигачить… Вот так, кстати, группа влияет на солиста, на автора песен. Если бы барабанщик сидел вялый, я, наверное, тоже такие песенки стал бы писать…

Что еще за год было драйвового?

Жена родила. От этого колбаса нереальная.

Как изменилась жизнь с рождением ребенка?

С одной стороны — недосып. Ребенок спит с часа до восьми, что очень гуманно. Но в пять утра все равно просыпается. И говорит: „Пить!“ И тот, кто ближе к выходу, бежит за водичкой. А если я в пять проснулся, все, я больше не усну. Я его напоил — хожу по квартире. Интернет, видеоклипы на youtube.com, кофе. „Лента.ру“: что там? Все в порядке, ничего не взорвали. С двух до пяти мы всегда репетируем. После репы я прихожу, падаю и сплю. А с другой стороны — такой психологический подъем! Вот тоже раздвоение личности. Появились новые знакомые, патронажные сестры. У, какие веселые бабки… Одна заходит такая, в стиле Людмилы Зыкиной. Тот же возраст, та же кичка. Я ей говорю: „Здравствуйте“. Она делает на меня пальцами „хеви метал“: “Я вот этого в жизни навидалась». Танк такой. Еще у нас есть детский тренер по плаванию. То есть у меня масса занятий появилась семейных, домашних… То, чего никогда не было. Все развернулось на сто восемьдесят градусов.

Эволюция?

Ну вот видишь — все поняла правильно.

Зачем лидера «Сплина» слушает Чайковского в обратную сторону