Москва
Москва
Петербург

Книга расставаний

u u u u u Мнение редакции
Издательство РГГУ выпустило воспоминания лучшего балетного критика страны.

«Книга расставаний» — не мемуары в привычном смысле слова: в ней нет ничего о семье, детстве и ранней юности. Жизнь нынешнего профессора РГГУ (Вадим Гаевский ведет мастер-класс на кафедре истории театра) будто начинается с поступления на театроведческий факультет ГИТИСа в 1946 году, и главы посвящены не первофй публикации, первому допросу в Госбезопасности или первой (и поныне единственной) жене, а коллегам, учителям, друзьям. Эти воспоминания о них, собранные вместе, практически составляют историю русской театральной критики XX века.

Но книга не могла бы быть более личной, даже если бы Гаевский описал на ее страницах быт московской послевоенной коммуналки. В ее главах есть краткие определения (разница петербургской и московской театроведческих школ, динамика изменения взглядов на балет одного из главных исследователей первой половины ХХ века Юрия Слонимского), но более всего — живые и пристрастные описания людей, выбравших эту странную профессию театроведа.

Рыцарь МХАТа Павел Марков (в булгаковском «Театральном романе» — Миша Панин), о котором много спорили, за Станиславского он или Немировича-Данченко, а лучшие тексты написаны им вовсе о Сулержицком, Вахтангове и Михаиле Чехове. Владимир Голубов-Потапов — автор влюбленной книги об Улановой и одновременно агент МГБ, отправленный всемогущей «конторой» организовывать смерть Соломона Михоэлса и погибший вместе с ним. Татьяна Бачелис — в определениях Гаевского — одновременно «визионер» и «инженер-конструктор», изменившая театру с кино и написавшая книгу о Феллини (она звала его Федей, и в главе о ней — еще и хроникальная заметочка о том, как нервничала, чуть не бегая по потолку, в московской гостинице Джульетта Мазина, во время кинофестиваля высчитывавшая шансы на вручение Феллини Гран-при за «8 ½»).

«Книга расставаний» — потому что рассказано только о тех, кого уже нет на свете. С героями не сводятся счеты, и, хотя было бы невероятно интересно прочитать о длившемся десятилетия противостоянии Гаевского и петербургской гранд-дамы балетоведения Веры Красовской, здесь мы этого не дождемся, в тексте — лишь о ее достижениях и о том, как замечательно она выглядела на портрете. Притом что книга вовсе не следует принципу «о мертвых либо хорошо, либо ничего» (совершившие мелкие и крупные негодяйства персонажи называются поименно), «Книга расставаний» все же предназначена стать «книгой встреч». В предисловии Гаевский пишет о том, как влюбился в театр — одновременно в живую сцену и сочинения о ней. Кстати, главной любви автора — балету — отведен специальный раздел, где повествуется о том, как танцевали «Жизель» Уланова, Плисецкая и Бессмертнова. Так вот, его книга — она для тех, кто не боится «подсесть» на балет, заболеть театром раз и навсегда. Встретиться и не расставаться.

7 декабря 2007,
Книга расставаний
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Отзывы
Пока не было оставлено ни одного отзыва. Станьте первым!
Обсудить на форуме
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация