Москва
Москва
Петербург

От Пришествия до Рождества

На "Декабрьских вечерах Святослава Рихтера" выступает ансамбль The Tallis Scholars, четверть века восхищающий мир неземным пением.

В Англии никогда не было гениальных скрипачей, как в России, здешние симфонические оркестры при их безупречной слаженности не входят в пятерку и десятку лучших на планете, но в одном эта страна даст фору любому другому государству мира — в хоровом пении. Найти ребенка, который бы не пел в хоре — школьном, церковном или любом другом, — почти невозможно: вся страна покрыта густой сетью хоровых коллективов различной численности и репертуарной направленности, но над всеми ними гордо возвышается The Tallis Scholars — небольшой ансамбль профессиональных певцов, собранных около 30 лет назад хормейстером Питером Филипсом. Названный в честь позднеренессансного автора Томаса Таллиса, этот хор не просто гордость британской музыкальной культуры, он принадлежит к числу национальных ценностей и обладает не меньшей важностью, чем двухэтажный красный автобус, темное пиво, футбол или пресловутый five-o’clock.

До появления «школяров Таллиса» в Европе наивно полагали, что чем больше голосов в хоре, тем лучше. Питер Филипс успешно доказал обратное: хор, больше похожий на скромный вокальный ансамбль, звучит мощнее и чище, чем стоголовый отряд певцов, и уж точно гораздо красивее. Как выясняется, дело тут отнюдь не в количестве децибелов: просто чисто взятый аккорд, в котором восемь или десять голосов распределены с аптекарской точностью, производит впечатление куда более яркое и запоминающееся, чем расплывчатое звуковое пятно, воспроизведенное шестьюдесятью глотками. Чистота голосов — главный козырь The Tallis Scholars, который позволяет им петь самую сложную и изощренную музыку, когда-либо написанную для человеческих голосов, — сочинения эпохи Ренессанса. Сложная, как паутина, полифония Возрождения отпугивает не столько своими замысловатыми контрапунктическими сочетаниями, сколько тем, что голоса должны парить в воздухе без всякой поддержки инструментов — авторы XIV—XV веков свято соблюдали принцип а капелла. В исполнении The Tallis Scholars все мудреные полифонические схемы, для объяснения которых учеными мужами было придумано множество умных слов (пропорциональный канон, стретта, инверсия, клаузула, ракоход), предстают как на ладони — кажется, эту полифонию можно увидеть и потрогать, настолько ясно происходит диалог между голосами. Немаленькие музыкальные полотна — среднестатистическая месса эпохи Возрождения длится не менее 25 минут — перестают быть беспрестанной мукой и проглатываются даже любителями с одного раза. Более того, часто они вызывают привыкание, и многие диски The Tallis Scholars с раритетными сочинениями Дуартэ Лобо, Фрасиско Гуэррьеро, Уильяма Берда, Томаса Шеперда, Луки Маренцио и других авторов из старины глубокой раскупаются десятками тысяч.

В Москве The Tallis Scholars представят «товар лицом» — программу английской ренессансной музыки с ее терпкими гармоническими сочетаниями и неподражаемо британской меланхолией, которые навевают ассоциации с костюмными фильмами, образами старинных замков и рыцарских турниров. Английская старина — даже если судить по самому популярному из искусств, упивающемуся лентами о королеве-девственнице и ее матери Анне Болейн — сейчас очень актуальна. Так что кто знает, может, господа-сочинители с нездешними именами, попавшие на афишу концерта, — Орландо Гиббонс, Уильям Корниш и Роберт Парсонс — герои завтрашнего дня?

«От Пришествия до Рождества»
Т. Уилкис, О. Гиббонс, У. Корниш, Т. Таллис, Р. Парсонс, У. Берд. Вокальный ансамбль Tallis Scholars (Великобритания).

15 ноября 2007,

Ближайшие события

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация