"Щелкунчик" Чайковский. Дирижер М. Агрест | Театр | Time Out

«Щелкунчик» Чайковский. Дирижер М. Агрест

«Щелкунчик» Чайковский. Дирижер М. Агрест

О спектакле

Собственные «Щелкунчики» есть почти у каждой балетной труппы — у Петухова, у Тачкина, у
Королькова. Версии разнятся, но инвариант постоянен — детский праздник, подарки Дроссельмейера, ночная битва с мышами, вальс снежинок.

У нас в семье есть традиция — под Новый год мы обязательно ходим в театр на «Щелкунчика». В моем детстве спектакль вагановского училища в Мариинском (тогда Кировском) 1 января был ритуальным продолжением чудес новогодней ночи. Год начинался не серым заспанным утром, переходящим в невнятный вечер, а походом в театр, взмывающим занавесом, томительной и волшебной музыкой Чайковского. Весь зал пронизывало редкое и единодушное волнение, вокруг сидели родственники малолетних артистов
и, кажется, не дышали. В первом ряду слева у прохода зорко поглядывали на воспитанников Сергеев с Дудинской, а в антракте небрежно подписывали программки смущенным и счастливым родителям. Не забыть сиюящую улыбку Виктора Федотова, он дирижировал, не глядя на оркестр, — только балетом, все — под ноги маленьким Машам, Фрицам, зловещим и трогательным мышам, нескладным принцам в белых паричках, фарфоровым пастушкам, раскосым китайчатам и прочим персонажам сказки Гофмана. Когда позже мне довелось увидеть взрослый спектакль Мариинского, несмотря на превосходных солистов, я была странно разочарована — привыкла, что главной героине в первом акте действительно 11 лет, а во втором не больше 16.

В этом году помимо «Щелкунчиков» Академии русского балета 31.12, 2.01, 6.01, 10.01, Мариинский театр) предлагается еще несколько. Театр Консерватории и его худрук Никита Долгушин пригласили на свой фестиваль Щелкунов из Самары и Тарту. Самарский театр привозит версию балетмейстера Игоря Чернышева 10.01), а артисты «Ванемуйне» покажут постановку шведского хореографа Пера Исберга, в основе которой, говорят, вовсе и не сказка Гофмана, а очень вольная вариация на нее (8.01). В долгушинском «Щелкунчике» (9.01, 11.01, 12.01) и в спектакле Театра детского балета (7.01) главные
партии танцуют дети. Для них же ставит Долгушин и новые балеты «Детский альбом» и «Сны» , которыми и закроется фестиваль (14.01).

Собственные «Щелкунчики» есть почти у каждой балетной труппы — у Петухова, у Тачкина, у Королькова. Версии разнятся, но инвариант постоянен — детский праздник, подарки Дроссельмейера, ночная битва с мышами, вальс снежинок, дивертисмент в сказочном конфетном городе. Отличия обычно касаются именно
характерной сюиты — каждый хореограф стремится придумать свои испанский и восточный танцы. В Театре Мусоргского зимой обычно танцуют версию Марии Большаковой, поставленную для балетных артистов, занятых в оперных спектаклях. Несмотря на щадящую хореографию, больше напоминающую пантомиму, здесь
все по-настоящему — живой оркестр, достойные декорации, елка и мыши.

В январе традиционным Щелкунам в белых и розовых тонах не противостоят шемякинские монстры. Но если вы уже глубоко погрузились в тему, можно ознакомить детей и с предысторией. 6 и 7 января в Мариинском театре идет приквел «Щелкунчика» — драматичная история про принцессу Пирлипат, злобную Мышильду и королевские колбаски оформлена Михаилом Шемякиным, Сергеем Слонимским и болгарским хореографом Донвеной Пандурски в вычурно-пышную постановку «Волшебный орех». И уж если вы на каникулы случайно или неслучайно окажетесь в Хельсинки, не пренебрегите спектаклем Национальной финской оперы.

Финский «Щелкунчик» традиционен, почвенен (действие перенесено в финский городок Порвоо) и продуман до мелочей. Но волшебные превращения Машиной комнаты, фантастичный рост елки, заснеженный лес и победа добра над злом оформлены со всеми супервозможностями сверхсовременного музыкального театра.

Билетов не найдено!

Закрыть