Поцелуй навылет
Time Out

Рецензия

Режиссерский дебют великого сценариста Шейна Блэка («Смертельное оружие», «Последний бойскаут», «Последний киногерой») имеет немало общего с его прошлыми историями, в которых за грохотом стволов слышались звуки реквиема по жанру экшн. Но если те фильмы были все же эталонами боевой породы, то «Поцелуй навылет» — бастард, родившийся в противоестественном союзе нуаров Рэймонда Чандлера (да и не только его) и самобытных комедий с Эштоном Катчером. В общих чертах сюжет «Поцелуя» вполне соответствует традиции ироничного «черного детектива»: пара далеко не идеальных сыщиков (один работает на какого-то скользкого голливудского типа, другой — просто идиот) расследует крайне запутанное дело с похищениями и убийствами девушек в Лос-Анджелесе. Действие, как и во многих других сценариях Блэка, происходит в канун Рождества, в преступлениях замешаны актеры, эксцентричные нравы жителей Беверли-Хиллз выставляются напоказ часто и с должной степенью гротеска.

Однако при близком рассмотрении солидный нуар разлетается облаками цветных конфетти. Детектив Гей (Вэл Килмер) оказывается и вправду геем — соответственно, половина шуток посвящена содержимому его штанов и манере целоваться. А детектив Гарри (Роберт Дауни-мл.) — и вовсе каким-то притворяшкой, полуактером-полукарманником, приставленным к настоящему сыщику вживаться в роль. В середине фильма любимая женщина случайно отрубает ему палец дверью — культя ничуть не мешает Гарри палить из пистолета, зато становится поводом для дюжины новых острот. Женщина, кстати, тоже хороша: традиционная для жанра роковая блондинка (Мишель Монахан) выглядит тут на все тридцать пять (самой актрисе при этом нет и 30-ти) и зрелый возраст вместе с романтическим именем Хэрмони Фейт Лейн — это ее единственная подачка стандартам нуара. Сама фам фаталь либо бьется в пьяной истерике, либо с грацией Бриджит Джонс скачет в костюме Санта-Клауса — если, конечно, можно так назвать красное сетчатое белье и колпак с меховой оторочкой.

Такое безоглядное издевательство над жанром детектива действительно смешно — но, может быть, чуть более легковесно, чем требуется для безупречной комедии. «Поцелую» не хватает тяжелой поступи, убийственно серьезной мины при расстегнутых штанах, отстраненной интонации полицейского диспетчера. Между тем, тут есть действительно гениальные мелочи. То на секунду промелькнет вид вечернего города — с небом цвета малинового сиропа, залитыми золотом улицами и исходящим от каждого здания и светофора ощущением сбывшейся утопии. То струйка табачного дыма так лихо и ненарочно закрутится вокруг героев, что кажется — дело происходит в прежние, черно-белые и двубортные времена. Или еще: ключом к разгадке окажется отсутствие трусиков на трупе (обнаженный лобок не раз мелькает в тревожных флэшбэках). Вот уж действительно — находка режиссера.

Спецпроект

Загружается, подождите ...