Москва
Москва
Петербург

Сергей Борисов "Люди и время"

МДФ показывает в "Манеже" снимки летописца 1980-х Сергея Борисова. Он остановил мгновения катаклизма под названием "распад социально-экономической формации".

Сергей Борисов останется в истории отечественной фотографии прежде всего летописцем 1980-х. И это сказано вовсе не в укор до сих пор практикующему фотографу. Просто то нескладное, эклектичное, эйфорическое, не укладывающееся ни в какие стандарты и каноны шальное время на его снимках чувствует себя очень уютно. Борисову удалось создать портреты, или даже иконы эпохи, а это не так уж мало. Он остановил не просто летящие, а проносящиеся со скоростью света мгновения радикального катаклизма под названием «распад социально-экономической формации». Потому так часто персонажи его фотографий запечатлены то в полете (в буквальном смысле слова), но в каких-то самых неестественных позах, а то просто стоящими на голове. И это не оттого, что излюбленными моделями для Борисова была московско-питерская богема — от авангардных художников до молодых тогда Олега Газманова и Маши Распутиной. Просто эта публика по своему образу жизни была склонна к гуттаперчевой стихийности, непредсказуемости. И в них дух времени воплощался с особой легкостью. А они воплощали его собой.

Борисов распоряжался этой «преходящей натурой», не гоняясь за документальной достоверностью, играя с материалом постановочных фотографий. Сегодня многие его задумки и находки, приемы и решения кажутся дешевой провокацией, салонным авангардизмом, календарной эстетикой. Но тогда обнаженная красавица в военных ботинках и с двумя утюгами в руках или модники в майках с советской символикой действительно были оригинальным ходом — и диагнозом складывавшейся постсоветской культуре, в которой было еще много неискоренимо советского.

Борисов не был документалистом-хроникером, и тем не менее ему удалось запечатлеть слом времен с точностью летописца. Оттого на его снимках такое количество сталинской архитектуры. Карнавалы Борисова происходят на фоне монументальных задников, еще недавно казавшихся такими устойчивыми. Но вот все наоборот — в величественно-нелепых позах застывают его маргинальные персонажи, а знаки неофициальной культуры уже обречены на поражение. Круговорот эстетик в природе!

И вот сейчас, когда музей «Московский дом фотографии» показывает эти старые снимки в Манеже, они обретают неожиданную актуальность. Герои Борисова или умерли, или «забронзовели», а ностальгия по тоталитарной эстетике становится вездесущей. Персонаж и фон опять меняются местами. Может быть, нам просто не хватает той давней, перестроечной, борисовской оптики?

18 июля 2007,
Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация