Москва
Москва
Петербург
Смотреть фотогалерею

Грамматика свободы/Пять уроков. Работы из коллекции Arteast 2000+

Восточноевропейское искусство, включая и Марину Абрамович, и Лучезара Бояджиева, и российских художников вроде группы «Что делать?», Ильи и Эмилии Кабаковых, Дмитрия Александровича (которого принято всегда называть с отчеством!) Пригова или Тимура Новикова, привезли преимущественно из Любляны. В 2000-м там появилась коллекция Arteast 2000+, которая 11 лет спустя стала основой нового Музея современного искусства Metelkova, а тот, в свою очередь, функционирует как часть Музея современного искусства (Moderna galerija) Любляны. Сокуратор Снежана Кръстева (показ она готовила вместе с директором Moderna galerija Зденкой Бадовинац и Бояной Пишкур) рассказывает, что в люблянском Музее современного искусства всегда людно, и художественная жизнь кипит, а перед музеем гуляет иногда знаменитый философ Славой Жижек.

Что до выставки, организаторам хотелось пойти другим путем, чем исхоженные вдоль и поперек тропы-разговоры о современном искусстве сквозь призму западноевропейской традиции, ее развития и влияний. В странах бывшего соцлагеря ситуация была другой, и к ней нужно подбирать свою оптику. Словом, коллекция Arteast 2000+ примечательна и уникальна своей сфокусированностью на восточноевропейском творчестве. Хотя, не считая российских художников, многие имена тут нашей публике незнакомы, и уже просто просмотреть и прочесть-изучить весьма внушительную выставку — тоже урок.

На афише — один из главных «хитов» советского искусства, только создавая перформанс «Оммаж Вере Мухиной», Дьёрдь Галантаи реинтерпретировал «Рабочего и колхозницу». В руках у перформансистов (Гульельмо Кавеллини и Юлия Кланицай) — не серп с молотом, а книга с репродукцией советского монумента. Одежда оживших скульптур исписана именами из истории искусства. Этот перформанс прошел на будапештской Площади Героев, месте, где официальная политика пересекается с культурой, в 1980 году, как знак не классовости, а человечности героев и проницаемости границ мирового искусства.

Пять «уроков», по которым распределили выжимку из люблянской коллекции, — пять тем, звучащих как манифесты. Начинают с тела: «Тело как инструмент освобождения. Поиск свободы через физическое «я». Тут в зале в форме пятиконечной звезды гегемон — «бабушка перформанса» Марина Абрамович (которую впервые в России ретроспективно показывал как раз «Гараж») с документацией давнишнего проекта «Ритм 0»: перед зрителями был целый ассортимент предметов — от безобидных до колюще-режущих — и известная своей бесстрашностью художница, с которой предлагалось с помощью этих предметов контактировать любым способом.

 

От того, как искусство чувствуют, что называется, на собственной шкуре, выставка-пособие переходит к критике системы — и социалистической, когда альтернативные месседжи едва ли поддерживались, и капиталистической, впавшей в жестокую зависимость от рынка («Трансформация систем. Как искусство борется с несправедливым распределением искусства и идей»).

За критикой систем логично задуматься о взаимодействии, что здесь и делают, вспоминая, например, группу IRWIN. Ту, участники которой придумали, объединившись с музыкантами, актерами и другими творческими личностями, Neue Slowenische Kunst (NSK). А в рамках этого «Нового словенского искусства» создали государство - и в начале 1990-х прибыли в Москву, где и открыли свое посольство. Чем дальше, тем больше нарастает политический градус показа — и пройдя проблему самоорганизации (в том числе и в отстаивании своих прав), завершается вечно злободневным в России поиском врагов. Речь идет о политическом насилии, национализме и прочих проблемах — словом, о тех глубоко лежащих вещах, которые по крайней мере в российских политических реалиях так часто замалчивают. А тут говорят.

«Грамматика…» вышла информативной, хотя это выставка для чтения и раздумий не меньше, чем для всматривания. И хотя сюжеты не новые - как и болевые точки — такой пласт у нас еще не показывали. Пройти этот путь — на выставке, в искусстве и особенно в жизни — труд сродни испытанию, но, возвращаясь к началу, - оно того стоит.

4 февраля 2015,

Места

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация