Москва
Москва
Петербург

Щелкунчик во сне и наяву

На видеовечерах в Театральном музее показывают иностранные балеты на русскую музыку "Щелкунчиков" Ноймайера, Бежара и Боурна.

В Москве «Щелкунчиков» немало — и в Большом, и в Музыкальном театре, и у Касаткиной с Василевым, и даже в Детском музыкальном. Но все эти спектакли — заслуженные и не очень — схожи в одном: они смирно идут по канве сказки, в той или иной степени припоминая либретто старинного, не сохранившегося в веках спектакля Льва Иванова и Мариуса Петипа. Но на свете есть и другие «Щелкунчики» — те, в которых под музыку Чайковского рассказываются порой совсем не сказочные истории. Их записи покажут на вечере в Театральном музее.

Вот хулиганский, сентиментальный, раскрашенный в ядовитые диснеевские цвета «Щелкунчик» Мэтью Боурна, представленный английской балетной компанией Adventures in Motion Pictures. Никакого бюргерского дома — наоборот, сиротский приют, где дети спят вповалку на кроватях. В этом балете — история побега: сначала в страну своих фантазий, а затем — решительно — в открытую форточку (нет-нет, никакого суицида, здесь — счастливая история). А под ту музыку, которой обычно озвучивается сражение Щелкунчика с мышами, дети здесь дерутся с воспитателями.

Рядом — спектакль Мориса Бежара: 80-летний мэтр использовал классическую партитуру для воспоминаний о своем детстве: «Щелкунчик» стал историей о матери хореографа и о том, как неведомая сила утащила ребенка в балет. О том же и гамбургский спектакль Джона Ноймайера: Конфитюренбург — это на самом деле балетный класс; двенадцатилетняя героиня получает в подарок пуанты и отправляется в Мариинский театр легендарных времен. Права на исполнение фрагмента из этого балета под названием «Павлова и Чекетти» Ноймайер подарил Ульяне Лопаткиной, когда та еще училась в школе. Пленку, где будущая прима-балерина Мариинки изображает Анну Павлову (а местный педагог Вадим Десницкий — знаменитого учителя Энрико Чекетти), и покажут в Театральном музее.

Будут и совсем редкие записи: австралийский «Щелкунчик» Грэма Мерфи (он сочинил историю о судьбе русской балерины-эмигрантки: характерные танцы у него становятся хроникой мелькающих стран), «Щелкунчики» в Датском королевском балете и в English National Ballet. Кусочки многих версий соединены в музыкальном порядке, то есть сначала в Рождество собираются австралийские гости (за окном зеленая лужайка, дети бегают с мячиком), затем вырастает елка у Джорджа Баланчина в New York City Ballet. Единственное, чего не будет на вечере, так это хрестоматийных русских постановок. Предполагается, что все их знают и так.

8 января 2007,

Ближайшие события

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация