Москва
Москва
Петербург

Жизнь это театр

u u u u u Мнение редакции
Автор:
В своем авторском сборнике "Жизнь это театр" Петрушевская решительно меняет местами жизнь и литературу.

Продавать сочинения Людмилы Стефановны Петрушевской в книжных магазинах сегодня не следует ни в коем случае. Там выставлены отличные романы (максимум по сто страниц в каждом), от которых за три метра разит страстями - одноразовыми, как пластмассовые тарелки, и эффективными, как синтетические моющие средства. Их производители свято соблюдают закон о правах потребителя: тебе обещали на форзаце несколько часов развлечения - ты их и получишь. Безо всяких неприятных последствий. Все по-честному.

А здесь - сплошной обман. Жизнь у Петрушевской, несмотря на название сборника, совсем не театр. Но в заглавии уже есть проговорка. О режиссере самодеятельности (тема, хорошо знакомая автору-драматургу, чьи пьесы двадцать лет не пускали на профессиональную сцену) в рассказе, давшем книге название, говорится: "Вот так изучать жизнь было у Саши, видимо, девизом, жизнь это театр, только этот театр совершенно не годился для переноса на сцену, подруга из управления ни за что бы не разрешила такие дела, зритель бы плевался, во-первых, зачем мне это, я такой театр и дома каждый день вижу".

Причем поначалу-то кажется, что все нормально. Короткие рассказы. В них - забавные персонажи, чудики и чудачки. Как на сцене провинциального театра-варьете, где лилипуты откалывают забавные номера: женятся, например, или влюбляются - мимолетно, случайно, курортно. А потом вдруг в какой-то неуловимый момент мир переворачивается. Простодушная и нелепая санаторная давалка предстает боттичеллиевской Венерой, и ты вдруг понимаешь - это у них настоящая жизнь и настоящие чувства, а у тебя - благополучного, сидящего в мягком кресле, - нелепая дешевая антреприза. И не ты на них, а они на тебя требовательно смотрят в упор и ждут чего-то.

Эти волшебные превращения и есть то главное, что не устает показывать в своем персональном театре Петрушевская. И равных ей в этом искусстве нет: русским писателям ее калибра (Ремизову, Мамлееву, Достоевскому) не очень-то хотелось, чтобы их герои оказались живыми людьми и чтобы "театр" их прозы стал жизнью. Русский писатель стыдлив и робеет показать человека в его сиянии: вдруг засмеют.

А Петрушевская, похоже, со временем почти полностью перешла на сказки, чтобы этой неловкости и для себя, и для читателя - было меньше. Но здесь, в этом авторском "Избранном", сказок нет. Условности остались за кулисами, неловкости не избежать, и свою собственную жизнь придется пересматривать заново после каждого короткого рассказа: а как бы я поступил в таких обстоятельствах? В конце книги читателя ждет "Время ночь" - небольшой роман о несчастных женщинах времен развитого социализма, который уже 15 лет играют в виде моноспектакля по всему миру. В том числе и там, где ни про какой социализм и слыхом не слыхивали.

Книжка с обманным названием составлена автором так, чтобы носить ее с собой - долго не вынимая из сумки - и, чтобы не ломало от жизни, время от времени закидываться рассказом-другим. В гомеопатических дозах.

25 декабря 2006,
Жизнь это театр
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Отзывы
Пока не было оставлено ни одного отзыва. Станьте первым!
Обсудить на форуме
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация