Москва
Москва
Петербург
Смотреть фотогалерею

The New International

В экспозиции представлены работы международных художников двух разных поколений, творивших в эпоху масштабных социальных и политических перемен 1990-х годов

В фокус внимания наших арт-институций попали 1990-е. С фондом «Екатерина» «Гараж» организовал «Реконструкцию», двухчастную кураторскую эпопею Елены Селиной о галерейной жизни 1990-х. В самом «Гараже» готовят годовой проект 89plus RUSSIA, в котором кураторы Ханс-Ульрих Обрист и Саймон Кастетс сфокусируются на поколении российских художников 1989 года рождения и младше. Сейчас, презентуя The New International, куратор Кейт Фаул много чего вспоминает. Обращается к магии чисел — 25 лет назад рухнула наконец Берлинская стена, придумали Интернет, знаменитый Жан-Юбер Мартен сделал в Париже знаменитую выставку «Маги земли», объединив — фифти-фифти — художников западных и из разных других географий. Наконец, если начиная с 1895-го, когда родилась главная, Венецианская, биеннале, до 1989-го появилось 27 биеннале, так 1990-е добавили к ним еще 32.

В общем, и на теперешней выставке толкуют про стирание географических границ при размышлении об общечеловеческих вопросах. Сопоставляя художников, которые к 1990-м уже себя зарекомендовали (вроде Ширин Нешат или Сантьяго Сьерры, или Александра Бренера) и новичков вроде польской художницы Гошки Макуга.

Не сказать, чтобы из этого коллективного сбора получилась какая-то новая — поверх отдельных работ — захватывающая драматургия, но рассматривать по отдельности интересно. Показывают, например, документации о жизни «Посольства NSK в Москве». Сообщество NSK («Новое словенское искусство»), появившееся стараниями словенских музыкантов Laibach, художников из группы IRWIN и других творческих тружеников как альтернативное государство, прибыло в Москву в 1992-м на месяц — в рамках местного Apt-Art International. В резиденции, частной квартире на Ленинском, наследуя традиции квартирников (апт-арт ведь — словцо, введенное в обиход концептуалистом Никитой Алексеевым), собирались поспорить-пообщаться-показать-плоды-трудов-своих неравнодушные, и это был первый такой опыт по налаживанию контактов с восточноевропейскими художниками. Плюс к архивным материалам прилагаются коллажи IRWIN.

В 1990-х начинающая, а сегодня признанная Гошка Макуга получила премию Арнольда Боде, вдохновителя престижного смотра «Документа» в Касселе, пятилетками измеряющего пульс мирового актуального искусства. И в «Гараже» показывают работу не той поры, а относительно новую, 2012 года: на гобелене «Что есть, то есть, а чего нет, того нет-2» она показала коллективный портрет-коллаж арт-тусовки, между представителями которой разложены лозунги наподобие «Democracy is an Illusion». О критической функции искусства напоминает и акция Александра Бренера, он в 1997-м направился в амстердамский музей Стеделийк, чтобы поверх «Супрематизма, 1920-1927» Малевича нанести зеленый знак доллара. Арест Бренера, споры о том, есть ли в этом п(р)оступке хоть какая-то художественная ценность или только вандализм, видеозапись суда, сделанная Майклом Бенсоном, и фильм Ольги Столповской и Дмитрия Троицкого «Sуд над Бренером», письмо директору музея в защиту Бренера, подписанное именем пострадавшего посмертно классика Малевича - отдельный закуток тут посвятили взбаламутившей общественность акции.

Поверх политики (даже внутрицеховой в сфере искусства) видео — «Турбелентность» Ширин Нешат поет о гендере. В принципе и в исламе. «Сталкивая» лбами два экрана, Нешат выпускает на сцену сладкоголосого популярного певца и женщину, в отличие от своего визави, поющую при пустом зале. У него — эмоции в словах, у нее — в сменяющих друг друга непонятных, но завораживающих звуках, и хотя ясно, за какие нити дергает Нешат, чтобы расшевелить зрительские эмоции, зрелище затягивает. Сантьяго Сьерра методично визуализирует проблемы социальных отношений и иерархий вообще. Его «Линия в 250 см, вытатуированная на спинах 6 человек, которым за это заплатили» — стоящие спиной к стене мужчины, «объединенные» этой пресловутой нитью татуировки, которая для Сьерры — произведение искусства, а для них - средство заработка, ради коего они готовы фактически превратиться в объект.

Теперешнему смотру даже с натяжкой трудно претендовать на статус панорамного среза десятилетия. Не тот масштаб. Непонятно, например, отчего в этой компании оказалась Макико Кудо с красочным холстом «Менеджер конца света», где девушка плывет по синей-синей реке, под зелеными-зелеными ветвями деревьев. Разве что оттого, что ее приписывают к стилистике «микропоп» как альтернативе, реакции на «потерянное десятилетие» японских 1990-х?.. Но Кудо родилась в 1978-м, а в Гараж привезли картину 2010-го. Поэтому вам предлагается просто шаг за шагом смотреть работы и радоваться, что среди них есть звездные.

Иллюстрация: Makiko Kudo «Manager of the end of the world»

Места

Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация