Фильм 20 000 дней на Земле (Великобритания, 2023): трейлер, актеры и рецензии на кино
5.0/5

20 000 дней на Земле (2023 год)

20,000 Days on Earth    Выбор Time Out

Страна
Великобритания
Длительность
97 мин.
Премьера в мире
01.04.2023

О фильме

Игривый постановочный портрет Ника Кейва

Рецензия на фильм

«Это мой двадцатитысячный день на Земле», — говорит австралийский рок-стар и писатель Ник Кейв, вставая с роскошной кровати и оголяя торс перед зеркалом. Что это, «Пока все дома с Ником Кейвом»? Не угадали. Как почти все в этом умном и головокружительно странном фильме, открывающая сцена берет клише из стандартного документального фильма (звезда дома, в интимной обстановке), чтобы вывернуть этот прием наизнанку так, что остается лишь аплодировать. Скажем так: вам не покажут, как Ник Кейв собирается сходить в туалет или сварить яйцо. Фильм оставляет его публичную персону нетронутой, а то и усиливает миф, и в то же время позволяет глубже понять, как живет и творит артист.

Смысл в том, что мы проводим один день на Земле в компании Ника Кейва, от рассвета до заката. Вот он с семьей, с друзьями, на записи в студии и на концерте. Но все это лишь стилистический прием, так как больше фильм похож на художественный. Здесь все сыграно, но выдумка граничит с искренностью. Вот, например, сцена, где психоаналитик Дариан Лидер расспрашивает Кейва о его детстве. Все здесь постановка — кроме ответов. И режиссеры Ян Форсис и Джейн Поллард решают фильм не так, как обычно поступают создатели документалок про артистов. Камера не следует за героем по пятам, не врывается в его личное пространство. Все выглядит спланированным, формальным, отрепетированным, но от этого не становится надуманным или скучным. Сцены дышат, у фильма упругий ритм, и нам рассказывают именно о том, что мы хотели знать.

Прошлое нависает над действием, Кейв красноречив в описаниях своего детства, житья в Берлине, употребления наркотиков, женитьбы и работы. Но фильм живет в настоящем, сводя документальные кадры в один мелькающий коллаж под заходные титры. Интервью о герое берут только у четверых. У Рэя Уинстона, сыгравшего в «Предложении» по сценарию Кейва. У Бликсы Баргельда, некогда игравшего в The Bad Seeds. У землячки Кайли Миноуг, с которой у Кейва случился мировой шлягер «Where The Wild Roses Grow». И у друга и коллаборатора Уоррена Эллиса. Уинстон и Баргельд по очереди садятся на пассажирское сидение «Ягуара», который Кейв ведет по закоулкам Брайтона. Кайли садится на заднее сидение и рассказывает про Майкла Хатченса. К Эллису Кейв заходит в гости, они вместе едят угрей.

Чувство интимности не покидает, но не в той степени, когда кажется, что ты уже разглядываешь исподнее героя. В фильме есть момент, где Кейв смотрит кино и ест пиццу с сыновьями-близнецами — мимимишность зашкаливает, пока мы не осознаем, что смотрят они «Лицо со шрамом». И фильм полон такого юмора. Кейв разговаривает с женой Сюзи — и вдруг выдает прочувствованную гиперболу, чтобы проиллюстрировать, что он почувствовал, когда положил на нее глаз. Фильм сколько приоткрывает, столько же и оставляет за замком — и в этом его сила.

Открыть рецензию

Кадры из фильмa