Москва
Москва
Петербург

Константин Рождественский

Константин Рождественский учился у Малевича, занимался выставочным дизайном, пережил гонения на формалистов и саму советскую власть.

Одного лишь обучения у Малевича было бы достаточно для персональной выставки Рождественского в Третьяковской галерее, пусть и не очень большой: сто живописных и полторы сотни графических работ с замечательным каталогом, включающим бесценные воспоминания, дневниковые записи и переписку. Конечно, сама по себе учеба у гения никого великим не сделала, но то ли отец супрематизма так подбирал учеников, то ли передавал им нечто важное, но работы они производили неординарные и совершенно разные. Разумеется, воспитанники творили в рамках супрематического канона, но в произведениях лучших из них всегда виден свой, отчетливо индивидуальный путь.

Знаменательная встреча Рождественского с учителем произошла в 1922 году в Петрограде, в Институте художественной культуры. В отличие от студентов Малевича первого, витебского, почти местечкового набора, у здешних учеников была возможность выбирать между разными художественными системами, харизматическими наставниками. Рождественский попал в поле притяжения Малевича навсегда: он жил, работал, получал звания и ордена, стал академиком и народным художником РСФСР, но все значительное, сделанное им за долгую жизнь, сформулировано на языке супрематизма.

Конечно, в основном это раннее творчество - те же странные, лишенные черт лица лики, какие делали и мастер, и другие его ученики, совсем условные полосатые пейзажи. Рождественский рассказывал, как он жег супрематические работы, когда шли аресты в 1930-х, но в его рисунках военных лет немецкие самолеты превращались в кресты и бомбили те же бессильные, жертвенные супрематические фигурки. Условный язык учителя Рождественский смог использовать в оформлении выставок в 1930-х, когда о беспредметности забыли как о страшном сне.

Занятия выставочным дизайном, впрочем, тоже таили много опасностей - трудившийся над Международной выставкой в Париже в 1937-м, в Нью-Йорке в 1939-м и 1959-м, Рождественский иногда отказывался от выгодных заказов, искусство выживания он освоил в совершенстве. На Крымском Валу покажут и поздние произведения, и фотографии дизайнерских работ, но чего они стоят рядом с крошечными почеркушами неистребимого супрематизма, к счастью, не до конца сгоревшего в печке.

22 ноября 2006,
Загружается, подождите...
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация