Европейский неоконструктивизм. 1930-2000
О мероприятии
В Москву везут художественно оформленный призрак коммунизма: сотни работ конструктивистов из пятнадцати стран мира.
Рожденный в стране, устремленной в светлое будущее, конструктивизм генетически связан с планами преобразования мира, верой в рай на земле, рациональное существование, где прекрасное непременно оказывается научно обоснованным и общественно полезным. Как и многие другие идеи, конструктивистская давно выдохлась, потеряла начальный пафос, а заодно и смысл, отказалась от масштабных экспериментов и занялась самой собой. Итог километры произведений, где в результате тщательных расчетов, проверки гармонии алгеброй получаются геометрические фигуры всех видов и расцветок. На помощь изучающим структуру, фактуру, плоскость и взаимодействие цветов приходят новые технологии и вот уже все, что технологично крутится, вертится и катится, тоже называют конструктивизмом, для приличия прибавляя приставку «нео».
Выставка сделана словно специально, чтобы почувствовать разницу, на ней покажут полторы сотни работ тридцати художников из пятнадцати стран: от благословенных 1930-х до конца прошлого века. Классики русского конструктивизма не будет за отечественное искусство ответят работы прекрасно вписавшихся в международный контекст участников группы «Движение».
В основе экспозиции три источника, три составные части. Музей отвечает за классику, частное собрание за современных интернациональных звезд, галерея за художников из Центральной Европы. Первый раздел выставки собран на базе коллекции Музея Милана Добеша из Братиславы. Это достойный и предсказуемый ряд: нарядный, как украинская вышивка, симультанизм русской парижанки Сони Делоне, рациональные структуры учившегося в Баухаузе Йозефа Альберса, травмированные холсты Лючио Фонтана, оптические иллюзии Виктора Вазарели, светокинетические работы самого Добеша, словацкого классика. Вторая часть презентация частного братиславского собрания итальянского куратора и художника. В третьей работы на бумаге 11 художников из братиславской галереи «Комарт», замечательные хотя бы тем, что попали в хорошую компанию, да еще и посетили историческую родину, где впервые догадались, что художественный мир пора приводить в порядок.