Москва
Москва
Петербург

Врата небесного спокойствия

u u u u u Мнение редакции
Автор:
Роман французской китаянки Шань Са - сказка, начинающаяся под грохот танков на площади Тяньаньмэнь.

Шань Са родилась в 1972 году в Пекине, с раннего детства участвовала в литературных конкурсах на родине и, вероятно, могла стать достойным продолжателем тысячелетней традиции китайской письменности. Но в 1990 году, после трагедии на площади Тяньаньмэнь, ее жизнь развернулась в другую сторону. Молодая писательница переехала во Францию, занялась живописью и даже два года проработала личным помощником "последнего сюрреалиста" Бальтуса. Затем окончила философский факультет Сорбонны, начала писать по-французски и сразу добилась успеха: первый же роман принес ей премию за лучший дебют.

Удивляться нечему - роман Шань Са "Играющая в го" (2001), первым переведенный на русский язык, давал внятное объяснение, почему уроженка Пекина так быстро стала популярной во Франции, а потом и в англоязычном мире. История короткой и трагической любви самурая и девушки-китаянки в оккупированной японцами Маньчжурии была аллегорически уподоблена разыгрываемой ими партии в го - столь же простой и стремительной. Это сочинение получило "Лицейского Гонкура" - то есть было выбрано жюри французских старшеклассников. Следующая переведенная книга - повествующая о далекой древности "Императрица" (2003) - еще больше утвердила авторитет Шань Са у наших читателей. Так что дебютные "Врата небесного спокойствия" (1997) выходят на подготовленную почву.

В этом романе, быть может, еще ощутима некоторая писательская наивность - то есть чувствуется 25-летний возраст автора. Действие, начавшееся на площади Тяньаньмэнь ("небесный покой" по-китайски), в танковом скрежете, крови и криках раздавленных и расстрелянных студентов, завершается далеко в горах, рядом с таинственным храмом загадочной богини, последней ступени к "вратам небесного спокойствия", то есть абсолютному царству любви. Действительность неуклонно перетекает в сказку, растворяется в мифе. Девушка Аямэй, одна из активисток студенческого движения, бежит из Пекина. Ее преследует офицер Чжоу, убежденный коммунист, но по своему менталитету - простой крестьянин, переодетый в мундир. Ему в руки попадает дневник Аямэй, в котором она рассказывает историю своей трагической школьной любви. Чжоу читает дневник, идет по пятам Аямэй, добирается до заброшенной деревни на берегу моря у подножия поросших лесом гор - и оказывается в другом, преображенном мире.

Здесь, в хижине, где скрывалась Аямэй, Чжоу вновь находит ее записи - еще один коротенький дневник, о жизни среди рыбаков. Удивлению офицера нет предела. Преследование постепенно преображает самого преследователя, освобождает от морока солдафонского воспитания. Шаг за шагом он открывает для себя истинную, божественную Аямэй - и в финале она действительно становится богиней.

Подростковая мечтательность этой странной сказки лишь подчеркивает изящество письма и простое очарование этой литературы. Шань Са здесь занимается каллиграфией - и в буквальном, и в переносном смысле слова: любовно тушью и кисточкой выписывает завитки иероглифа сюжета, совершенно не замечая, что вокруг нее - мир клавиатур.

19 сентября 2006,
Врата небесного спокойствия
ЧЕМ ЗАНЯТЬСЯ НА WEEKEND? ПОДПИШИСЬ НА САМОЕ ИНТЕРЕСНОЕ
Отзывы
Пока не было оставлено ни одного отзыва. Станьте первым!
Обсудить на форуме
Загружается, подождите...
Загружается, подождите...
Регистрация

Войти под своим именем

Вход на сайт
Восстановить пароль

Нет аккаунта?
Регистрация