Т-34 - Фото №0
Т-34 - Фото №1
Т-34 - Фото №2
Т-34 - Фото №3
Т-34 - Фото №4
Time Out

«Т-34». Здрасьте, танки, Новый Год!

Первый свой подвиг Коля Ивушкин совершил, не доезжая до фронта. Он спас полевую кухню, по которой палил вражеский танк. Немец жахнул три или четыре раза, но Коля, проявив героизм и солдатскую смекалку, от снарядов вовремя увернулся и удрал на своем грузовичке, оставив вражину с носом. За сей подвиг, а точнее, из-за нехватки воинского состава (дело было под Москвой 27 ноября 1941-го года) вчерашнего курсанта Ивушкина сразу же назначают командиром Т-34 и дают боевое задание: сдержать немецкое наступление, имея в распоряжении танк в количестве одной штуки и поддержку пехоты в количестве десяти солдат.

Сразу оговорюсь, что «Т-34», в котором снялся единственный актер земли русской Саша Петров, позиционируется его продюсерами и режиссером не как кино о войне, а как военный блокбастер, где драйв и экшн выходят на первый план. Собственно, за экшн фильм иногда даже хвалят. Поэтому именно от этой печки мы и начнем плясать.

«Т-34» разделен на три части, и в центре каждой из них — танковый бой. Все остальное лишь фон и связующие сюжетные звенья, у которых явно служебная функция. В подчиненном положении оказывается и любовная линия, хотя без девичьего личика в танке дело, естественно, не обходится (милая барышня среди «экипажа машины боевой» — это уже традиция, вспомним «Танки» и «Нескорушимый»). Характеры персонажей — тоже вопрос десятый. Мы знаем, что среди танкистов есть белорус и украинец, и у каждого из них прикольный акцент и не менее прикольные шуточки. Странно, правда, что нет казаха (в таких псевдовоенных фильмах он обычно бывает, это шаблон), зато есть кавказец — командир пехотного отделения. Как бы то ни было, кроме национальности и говора в характеристиках бойцов не прописано ничего.

Что касается боев, то адреналин в них действительно есть, только достигается он двумя способами. Во-первых, орущими децибелами и первозданным хаосом в саундтреке: тут и ревущие гитары, и «Лебединое озеро», и «Святый Боже, святый крепкий». Видимо, работает принцип: «не важно, что орет тебе в уши, лишь бы энергично и громко». Во-вторых, имеется эффект slow mo, повторяющийся бессчетное количество раз. Боюсь ошибиться, но похоже, что в фильме нет ни одного снаряда, пролетевшего с нормальной скоростью. Они летают тут только в рапиде - прием, который набил оскомину еще лет десять назад. Но все это, на самом-то деле, цветочки.

Главная проблема в другом. Режиссер Алексей Сидоров и не скрывает, что «Т-34» — это ремейк. В 1965-м году в советский прокат вышел фильм «Жаворонок», в основе которого была пьеса Самуила Алешина «Каждому свое». Написана она была по реальному факту: в 1942-м немцы испытывали на полигонах силу своих бронебойных снарядов, для чего использовали трофейные Т-34, которыми управляли советские военнопленные. И одному из таких танков удалось вырваться из кольца огня, после чего он два часа (!) колесил по окрестностям. Закончилось все, конечно, трагедией: из Т-34 фашисты сделали решето, а командира повесили. «Жаворонок» это историю чуть-чуть приукрашивает. Но он снят по законам и стандартам своего времени, поэтому судить мы его не будем. Тем более что ощущение войны в нем есть: авторы понимали, что это трагедия и катастрофа. Правда, немцы здесь не блещут умом, а один и вовсе выглядит идиотом: вечно ходит с какой-то плюшевой уточкой.

В «Т-34» немцы не идиоты. Они дебилы. Они подгоняют пленным танкистам танк, забыв проверить, а есть ли в танке снаряды. Они не видят в упор, как эти самые снаряды русские закапывают, а потом откапывают на полигоне. Летом 44-го, в немецком городке рядом с концлагерем нет даже полицейских (про военных и вовсе молчим), милые фрау выглядят так, как будто Вторая Мировая не идет уже пятый год, а до ближайшего фронта нельзя доехать на машине в течение суток (Т-34, отвлекшись на ночевку и бой, это расстояние проезжает за пару дней). При этом поймать убежавший танк немцы, конечно, не в силах: ни авиации, ни артиллерии у них для этого нет. Зато у них есть неиссякаемое чувство романтизма: кожаная перчатка танкового аса Клауса Ягера красиво падает на брусчатку. Это немец вызвал Колю Ивушкина на дуэль. А умирая, благородно жмет ему руку: «мол, ты лучше меня, о русский Иван». После чего русский Иван вместе с экипажем и девушкой (видимо, военный трофей) быстренько топает в сторону Родины, не встречая дальнейших препятствий.

Но если серьезно, то «Т-34» — это кино страшное. Очень. Как и «Танки», оно закрепляет тенденцию, уже давно зародившуюся в нашем кинематографе — превращать Великую Отечественную в адреналиновое приключение, в драйвовый повод для проявления диванного героизма. Эти фильмы снимаются не про войну — про «пострелять». И пусть в «Т-34» нет былинного пафоса и бьющего по нервам плакатного патриотизма, такие «стрелялки» — идеальное топливо для флэшмобов «Можем повторить». Ибо почему же не повторить, если у тебя десять жизней в запасе, а враг туп, как пробка? Да запросто!

Плохо и то, что «Т-34» выходит 1 января. Это или милитаризация общественного сознания, или просто коммерческий расчет, превращающий «войнушку» в идеальную приправу для новогоднего оливье. Остается надеяться, что хотя бы эта практика не приживется. А то мы так и будем въезжать в каждый праздник на новеньком, блестящем на солнце танке.