Аквамен - Фото №0
Аквамен - Фото №1
Аквамен - Фото №2
Аквамен - Фото №3
Аквамен - Фото №4
Time Out

«Аквамен». Жюлю Верну и не снилось

Залив Прощения, штат Мэн, 1985 год. Во время грозы смотритель маяка (Темуэра Моррисон) подбирает на скалах красивую белесую женщину в сверкающих доспехах и с трезубцем в руках. Ею оказывается морская принцесса Атланна (Николь Кидман), сбежавшая из родной Атлантиды от брака по расчету. Согретая чаем и домашним уютом, она влюбляется в смотрителя и вскоре рожает мальчика по имени Артур. Спустя пару лет, однако, Атланне приходится покинуть мир людей и вернуться под воду, чтобы сохранить плод своей любви в тайне от не простившего измену мужа-атланта. Травмированный Артур останется на берегу с маминым напутствием о том, что однажды он объединит оба мира.

Сказочный пролог, начатый поэтичными словами Жюля Вера («встреча родителей, как встреча двух кораблей в море»), на какое-то мгновение может усыпить зрительскую бдительность и заставить поверить, что перед нами очередная диснеевская сказка — эдакое современное переложение андерсоновской «Русалочки». Но уже на пятой минуте в кадр ворвутся «штурмовики» в экзоскелетах, Кидман ногами начнет отрабатывать свой гонорар, а иллюзия, что мы не на сеансе нового блокбастера расширенной вселенной DC, разрушится быстрее, чем на экране всплывет титр с названием фильма. Можете быть уверены: все, что случится здесь в следующие 2,5 часа — это вновь эпическая феерия за гранью хороших манер и внутренней рефлексии, которой на этот раз можно и подавиться от переизбытка дурновкусия.

После разруганной и кассово провалившейся «Лиги справедливости» было интересно посмотреть, как с заданием «спасти кинофраншизу DC» справится новичок Джеймс Ван, известный своими успехами в жанре хоррора («Пила», «Астрал» и «Заклятие» — его рук дело). И если вы думали, что это у Зака Снайдера напрочь отсутствовало чувство меры, то «Аквамен» откроет вам совершенно новые грани «плохого стомиллионного кино». В отличие от снайдеровских опусов, которые все же были мощно укоренены в комиксовое начало, лента Вана хочет быть десятком разных фильмов сразу: образцовой супергероикой (привет, войсовер), сказкой (см. пролог), зубодробительным экшеном, комедийным фэнтези, историей любви, приключенческим фильмом, экологической притчей и новаторским подводным эпиком.

Как можно догадаться, все эти наслоения внутри одной картины почти не уживаются, а на каждую попытку выдать «Индиану Джонса» у Вана выходит лишь жалкое подобие «Мумии» времен Брендана Фрейзера. Не спасает ни рать ветеранов-актеров, от нестареющего Уиллема Дефо до — внезапно — розоволосого Дольфа Лундгрена, ни смехотворные CGI-существа и подводные мегаполисы, вызывающие в памяти сюжетную линию Джа-Джа Бинкса из первого эпизода «Звездных войн». Наконец, гвоздь программы, полуголый Джейсон Момоа, так удачно оттенявший сюжетный пафос в «Лиге справедливости», оставшись один, быстро скатывается в самопародию. Даже злодеи — Черная Манта и атлант Орм, полукровный брат главного героя, — здесь настолько лишены каких-либо отличительных черт, что о них неловко вспоминать.

Подобно своим антагонистам, «Аквамен» за отведенное ему время окончательно растрачивает ту немногую индивидуальность, что еще сохраняли фильмы DC до сих пор («Отряд самоубийц» не в счет). Однако парадокс этого откровенно трэшового кино заключается в том, что в постоянной смене регистров, бесконечном мельтешении экшена (кажется, в чем создатели DCEU и достигли совершенства, так это в способности максимально эффектно уронить персонажей на землю в рапиде), пустоте диалогов и сценарных решений внезапно начинает прослеживаться та самая генеральная линия, которой франшизе все это время не хватало. Кажется, неспособные побороть Marvel в стратегическом планировании и детальной сюжетной проработке, продюсеры на Warner Bros. просто развязали себе руки и ушли в свободное плавание в надежде, что их выбросит на берег без серьезных финансовых потерь, а то и под одобрительное зрительское улюлюканье.

На первый взгляд более безрассудный поступок после стольких лет выстраивания собственной вселенной трудно представить — и в идеальном мире 160-миллионный блокбастер про рыбочеловека моментально пошел бы ко дну, утащив за собой и всю остальную франшизу за исключением разве что «Чудо-женщины». Но вспоминая, сколько собрал недавно другой туповатый комикс «Веном», и поглядывая на первые отчеты о сборах фильма из Китая, невольно веришь, что хоть вне экрана «Аквамену» действительно суждено примирить два прежде враждовавших мира: DCEU и зрительского кошелька.

Спецпроект

Загружается, подождите ...